Вексельберг подал иск против Cristies
Бизнесмен обвиняет аукционный дом в торговле подделкой
Читать на полной версииВексельберг подал иск против Cristie's. Бизнесмен обвиняет аукционный дом в торговле подделкой. Речь идет о картине «Одалиска» кисти Кустодиева, которая в итоге оказалась фальшивой. Вексельберг купил ее пять лет назад, заплатив два с половиной миллиона долларов.
Cristie's, Sotheby's и Bonhams всегда давали гарантию подлинности и проверяли все предметы, выставляемые ими на аукцион. По международным правилам, подлинность проданных лотов действует пять лет. Срок «Одалиски» Кустодиева, купленной Вексельбергом истекает в ноябре этого года. И аукционный дом всячески затягивал с ответом. Так что дело дошло до суда.
Иск против Cristie's подала Aurora Fine Arts Investment, подконтрольная Виктору Вексельбергу. Компания требует с аукционного дома два с половиной миллиона долларов за поддельную «Одалиску» Кустодиева, плюс компенсация. О какой сумме идет речь, не сообщается.
Картину тогда вернули Cristie's, однако аукционный дом до сих пор проверяет её на подлинность. И своей вины не признает, и вот что сообщила BusinessFM глава отдела по связям со СМИ Christie's в России и странах СНГ Александра Киндерманн:
«Мы крайне серьезно рассматриваем любые заявления относительно подлинности произведений искусства, продаваемых Cristie's. Картина была возвращена нам только в ноябре прошлого года. Расследование, которое мы начали сразу же после этого, только подтвердило наши предыдущие оценки. Поскольку наше расследование еще не завершено, мы считаем, что процессуальные действия преждевременны. Однако, при условии, что Aurora хочет приступить к слушаниям прежде, чем дать нам возможность закончить наши исследования, у нас нет другого выбора, кроме как защищать их».
Шансы Вексельберга отсудить в Высоком суде Лондона заплаченные за Одалиску два с половиной миллиона евро — высокие, считает Партнер Goltsblat BLP, руководитель практики по разрешению споров Максим Кульков:
«Если Вексельбергу удастся доказать, что Cristie's.не приняло всех должных или обычных для такого рода экспертизы мер, чтобы проверить подлинность предмета к продаже, то шанс взыскать обратную стоимость есть. Плюс это могут быть кроме этого еще и упущенная выгода и если истцу удастся доказать что он собирался в дальнейшем это перепродать или использовать коммерчески».
Подделки на антикварном рынке достаточно распространенное явление. Однако, их реализовать через мелкие аукционы, которых сотни. С них компенсацию получить практически нереально. Говорит вице-президент международной конфедерации антикваров и артдилеров Михаил Суслов:
«Все аукционные дома, особенно маленькие, как дополнительную информацию маленькими буквами помечают, что аукционный дом не несет ответственности в рамках того, что примерно там написано. Вот написано «картина 19-го века» — вот они за это несут ответственность, что она 19-го века. Или они пишут «Пейзаж», «Мужчина на лошади» или «Морской пейзаж». А что дальше там идет — Айвазовский или Сверчков, или что — это уже вопрос, не относящийся к компетенции аукционного дома».
Первый громкий скандал с поддельным полотном русского искусства на крупном аукционе случился в 2004 году. Тогда Sotheby's снял с торгов картину Шишкина «Пейзаж с ручьем» с эстимейтом в миллион долларов. Вместо оригинала на торги попала работа малоизвестного голландского художника. Его версию пейзажа эксперты оценили в один процент от стоимости шишкинского полотна.
Аэлита Курмукова