Победа в разгар кризиса
В Мадриде всю ночь продолжались народные гуляния и массовые танцы под крики Viva Espana! Незнакомые до воскресной ночи люди целовались и обнимались, кава и вино текли рекой. Наутро испанцы вернулись к мрачной экономической статистике
Читать на полной версииВ Мадриде всю ночь продолжались народные гуляния и массовые танцы под крики Viva Espana! Незнакомые до воскресной ночи люди целовались и обнимались, кава и вино текли рекой, ночь превратилась в день от всполохов салюта и фейерверков.
Победа в ЧМ по футболу в действительности является кульминацией целой серии впечатляющих достижений испанцев в различных видах спорта. Газета The New York Times назвала нынешний сезон «славным летом» для испанского спорта. В самом деле, Рафаэль Надаль стал чемпионом Уимблдона. Гольфист Мигель Анхель Хименес победил на открытом чемпионате Франции. Альерто Контадор — на велогонке Tour de France. Испанский баскетболист Пау Гасоль признан одним из лучших игроков баскетбольного клуба Los Angeles Lakers, победившего в NBA. Испанские мотогонщики раз за разом выигрывают этапы престижных международных гонок. И все это — на фоне самого серьезного экономического кризиса, который когда-либо случался в послевоенной истории Испании.
Каждый пятый испанец безработный, о стране говорят, как о Греции номер 2. Парадоксальным образом, дела в испанском спорте идут тем лучше, чем хуже выглядят экономические показатели. Единственный министр правительства Испании, которому не стыдно за свою работу, — министр спорта Хайме Лиссоветски. По его словам, на фоне кризиса «испанские спортсмены утратили страх проиграть».
Так существует ли связь между кризисом и успехами в спорте?
На психологическом уровне связь вполне очевидна. На прошлой неделе менеджмент мадридского метро договорился с руководством профсоюзов прервать переговоры о путях выхода из трудового конфликта, чтобы вместе посмотреть матч с участием испанской сборной. Испанский вратарь и капитан Икер Касильяс перед игрой с Германией признался, что мотивация команды столь высока не в последнюю очередь из-за сознания того, что «дома дела плохи». По разным оценкам, от шести до восьми миллионов испанцев влезли в долги, покупая недвижимость в годы «бума», сообщает журнал Spiegel. Это примерно 20% населения, т.е. столько же, сколько безработных. Зачастую, это одни и те же люди, которые вместо собственности приобрели долги и не имеют возможность их погасить.
В отличие от испанской экономики, у спонсоров испанской сборной по футболу дела идут очень неплохо. По данным на 1 июля, компания Adidas продала более полумиллиона футболок с символикой команды. Это больше, чем за весь 2008 год, когда испанцы стали чемпионами Европы. А 10 лет назад компания продавала всего 50 тысяч испанских футболок в год. По данным испанской сети пиццерий Telepizza, продажа пиццы в ночь с воскресенья на понедельник должна была вырасти на 40%
Сейчас на волне народного ликования трудно себе представить, что перед началом чемпионата в Южной Африке отношение испанцев к сборной по футболу было совершенно иным. Игроков критиковали за то, что в разгар кризиса они не проявили солидарности с соотечественниками и оговорили с Национальной федерацией футбола самый большой, по сравнению с другими участниками ЧМ, размер бонуса — по 600 тысяч евро на футболиста — в случае победы в турнире. Тогда, видимо, сама возможность победы казалась мало осуществимой. А вот жадность спортсменов подвергалась уничтожающему сарказму. Сегодня, разумеется, все эти упреки забыты. Футболисты — абсолютные герои Испании.
Возможно, эта победа станет и поворотным пунктом в экономическом кризисе на волне энтузиазма, охватившего нацию. Агентство Bloomberg приводит мнение экономиста банка ABN Amro Хайна Шотсмана: победа на Кубке мира по футболу может добавить 0,25% годового роста ВВП. На уровне массового сознания прогнозы также оптимистичны. Агентство приводит слова 62-летнего дизайнера Тересы Моренес: «Люди этим летом будут тратить деньги». Не забудем, что в Испании летние распродажи стартовали 1 июля и продлятся до конца августа.
Впрочем, по оценке газеты The World Street Journal, дивиденды от некоторого роста розничных продаж будут краткосрочными. Куда важнее другое — укрепление бренда «Испания». С точки зрения маркетинга, нынешний ЧМ по футболу — самое важное событие в спортивной истории страны после 1992 года, когда страна принимала летнюю Олимпиаду. Директор департамента спортивного менеджмента Мадридской бизнес-школы Антонио Мартин называет победу испанской сборной «гигантской бесплатной рекламной кампанией» для страны.
Для экономики, которая в прошлом году испытала болезненное падение ВВП на 4%, ЧМ представляется очень важным фактором, который позволит укрепить доверие и оптимизм, говорит старший консультант мадридской консалтинговой фирмы Equipo Economico Хосе Мария Ромеро. Впрочем, как уточняет эксперт, вывести Испанию из кризиса поможет все же не футбол, а экономическая реформа.
Вообще многие эксперты скептически относятся к возможности существования долгосрочного позитивного эффекта победы на чемпионате мира как драйвера роста потребительского доверия. Банк Societe Generale еще в феврале в аналитической записке указывал, что его аналитики изучили динамику индекса потребдоверия в течение одного квартала после победы той или иной страны на чемпионатах мира по футболу, и не нашли существенных колебаний. То же относится и к поведению фондового рынка. Если кто и получает экономическую выгоду от проведения чемпионата, то это его хозяева, а не победители, говорится в документе, который цитирует WSJ. В нынешнем году испанский биржевой индекс IBEX-35 показывает одни из худших результатов в Европе, сразу вслед за греческим. Однако, начиная с 3 июля на испанской бирже зафиксировано мини-ралли. Как известно, в этот день испанская сборная разгромила Парагвай. С тех пор наблюдался умеренный рост. А вслед за победой над Германией была превышена психологически важная отметка в 10 тысяч пунктов.
Если в целом биржевой индекс вряд ли покажет существенный рост в среднесрочной перспективе, то в случае отдельных компаний рост акций может оказаться значительным. Таков, например, случай испанского вещателя Gestevision Telecinco SA, подразделения итальянского концерна Mediaset SpA, обладателя прав телепоказа всех матчей с участием Испании. В минувший вторник акции Telecinco скакнули на 5,4% после того, как во время полуфинального матча Испания-Германия доля канала достигла 77,3%. С момента, когда испанская сборная вышла в четвертьфинал, акции Telecinco прибавили 18%.
По неподтвержденным данным, в ночь финала доля канала достигала 85%.
Среди других очевидных выгодоприобретателей футбольной победы — испанская футбольная лига, которая уже занимает первое место в мире по выручке — 1,5 миллиарда евро в сезоне 2008-2009, по данным консалтинговой компании Deloitte.
В более широком смысле в Испании существуют ожидания того, что победа напомнит миру и, прежде всего, самим испанцам, что, когда они хотят, то могут хорошо работать, говорит глава брокерской фирмы Renta4 Хуан Карлос Урета. «К сожалению, было бы весьма наивным ожидать, что это принесет реальные экономические результаты».