Минэкономразвития за 10 дней подготовит перечень товаров роскоши, которые следует обложить высокими акцизами. Список обещают сделать коротким, но существует опасность, что в него включат не только товары для богатых, но и те, что вполне по карману российскому среднему классу. К тому же те, что побогаче, всегда найдут способ увести свои деньги из-под налогообложения без ущерба для себя, но с потерями для бюджета.

«Мы сейчас занимаемся расчетами, в течение недели–десяти дней у нас уже будут эти предложения по конкретным видам товаров», — сообщила СМИ в четверг, 8 июля, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, отметив, что «потенциал работы в этом направлении есть».

Она не стала называть конкретные виды товаров, по которым министерство считает целесообразным ввести акцизы, но заверила, что перечень не будет очень широким. А в обоснование необходимости усиления налогообложения глава Минэкономразвития напомнила, что во многих странах акцизы применяются на большее, чем в России, количество товаров.

«В них входят те предметы, которые не являются предметами повседневного спроса. Этот набор товаров может быть очень широким в разных странах. А мы акцизы применяем только на нефть, нефтепродукты, алкоголь и табак», — сказала министр.

По словам Набиуллиной, Минэкономразвития в настоящее время ведет расчеты по различным группам товаров, чтобы понять, как отразится введение акцизов на потреблении этих товаров и доходах бюджета.

Словосочетание «бюджетные интересы» в данном случае является ключевым, так как в последнее время министры экономического блока пытаются донести до сознания всех заинтересованных лиц, что средств на выполнение государством всех социальных обязательств скоро будет катастрофически не хватать. Особенно заметны усилия министра финансов Алексея Кудрина, недавно предсказавшего снижение цен на нефть и выступившего с инициативой повышения пенсионного возраста, что, кстати, очень не понравилось депутатам-единороссам.

В отличие от предложений Кудрина, увеличение акцизов на роскошь не должно натолкнуться на политические препятствия, и, наоборот, будет встречено с одобрением самыми широкими слоями российского населения.

Однако старший партнер правовой практики «БДО Юникон» Дмитрий Стрельников опасается, что вопреки заверениям Набиуллиной, ее список окажется слишком широким, и указывает, что включение в него конкретного товара должно анализироваться с точки зрения стратегических перспектив развития государства. Но если в одной стране — это одни товары, то в другой — совершено другие. Например, в России яхты, которые стоят на Пироговском водохранилище — это наверняка предмет роскоши. А в других странах, где доходы выше и плата за стоянку носит умеренный характер — это верно только в отношении крупнотоннажных судов. К тому же, во многом проблема в том, что подакцизная категория товаров будет определяться чиновникам, исходя из субъективных представлений о том, что должны или не должны иметь люди.

По его мнению, очень часто в России под предметы роскоши пытаются подвести вполне обычные товары потребления, которые достижимы для среднего класса. Поэтому есть опасение, что введение таких акцизов в большей мере ударит по среднему классу и повлияют на него, тогда как те реальные предметы роскоши, которые приобретаются за сотни тысяч и миллионы долларов, останутся вне зоны налогообложения за границей или будут ввозиться с нарушениями таможенного режима.

«Я бы в России под предметами роскоши подразумевал яхты или автомобили марок Bentley и Ferrari, тогда как модели BMW, которые покупают топ-менеджеры и менеджеры средней руки, к таковым не относил», — приводит пример Business FM эксперт.

Он также отметил, что цена на тот или иной товар также не является абсолютно надежным критерием для его отнесения в категорию роскоши, а повышение акцизов не обязательно приведет к росту сбора налогов. Например, в России товары в сегменте «лакшери» часто дороже, чем на Западе, поэтому если их обложить налогами, то потребители будут чаще покупать их за границей и это наоборот уведет деньги из бюджета.

«Конечно, справедливо ввести такие акцизы на товары, которые доступны категории потребителей с доходами выше среднего уровня. Но не секрет, что эти люди часто не платят даже существующего 13%-го налога на доходы, который является довольно низким при их доходах, и получают значительную часть доходов через дивиденды, по которым налогообложение гораздо ниже», — предполагает Дмитрий Стрельников.

Но проблема в том, что такие средства после введения акцизов будут еще больше использоваться за пределами России. «В случае введения таких акцизов дополнительные сборы бюджета вырастут, так как в конечном итоге объект налогообложения будет найден. Но рост сборов может быть с лихвой компенсирован падением других доходов бюджета по вышеназванным причинам. И какой будет дебит-кредит — мы официального сопоставления никогда не увидим», — заключил эксперт.