В России может стать больше чиновников-уголовников. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России выступает за введение уголовного наказания для чиновников, нарушающих закон о государственном заказе. Об этом заявил глава ведомства Игорь Артемьев. «Мы думаем, может быть, стоит ввести уголовную ответственность за неоднократные нарушения законодательства о госзаказе», — сказал Артемьев.

Чиновники по-прежнему остаются основными нарушителями антимонопольного законодательства в России, посетовал глава российской ФАС на встрече с коллегами из США. По статистике, доля возбужденных дел в отношении органов власти составляет больше половины от общего количества дел, заведенных ФАС по признакам нарушения антимонопольного законодательства, говорится в сообщении службы. В 2008 году эта доля составляла 53%, а к 2009 году выросла до 60,5% от общего количества возбужденных дел по закону «О защите конкуренции».

В среднем за год ФАС штрафует около 250 чиновников разного уровня за нарушения антимонопольного и рекламного законодательства и законодательства о госзаказе, а также ежегодно предотвращает создание примерно 200 монополий, рассказал Игорь Артемьев.

Ранее ФАС оценивала долю договорных торгов при госзакупках в 10–30% от общего числа таких сделок. В этом году на госзаказ в бюджете заложено 5 трлн рублей, поэтому при госзаказах с откатами, исходя из подсчетов ФАС, сумма заключенных контрактов может достигнуть 1,65 трлн рублей.

Сегодня прокуратура уже привлекает чиновников к уголовной ответственности за нарушение закона о госзаказе, однако она вынуждена это делать «по другим статьям УК», напомнил Артемьев. Он предлагает рассмотреть вопрос о введении прямой уголовной ответственности за такие нарушения.

Сергей Габестро, председатель совета директоров межотраслевой торговой системы «Фабрикант», предоставляющей площадку для электронных торгов и, в частности, госзакупок, заявил в интервью BFM.ru, что воспринимать новую инициативу ФАС «серьезно невозможно». «Такое ощущение создается, что приняли решение о строительстве VIP-тюрьмы для чиновников, которые занимаются регулированием, контролем и исполнением госзаказа, — иронизирует Сергей Габестро. — Вопрос не в количестве статей в уголовном кодексе, а в правоприменении. А главный вопрос: кто судьи?»

Введение четко прописанной уголовной ответственности за неоднократные нарушения законодательства о госзаказе может оказать, скорее, моральный эффект, сходятся во мнении эксперты. «Это повысит риски нечистоплотных чиновников. Следовательно, можно ожидать, что уровень коррупции в данной сфере несколько снизится», — говорит BFM.ru старший юрист международной юридической фирмы CMS Константин Кантырев.

Уголовная ответственность — эффективный инструмент в борьбе с нарушениями в госзакупках, соглашается юрист компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. «Чиновнику грозит лишение свободы, а также судимость и запрет занятия должностей на госслужбе на определенный срок. С таким ограничением дальнейшая карьера чиновника будет под вопросом. И с точки зрения психологии сработать на снижение количества правонарушений это сможет», — говорит эксперт.

Несмотря на такие, преимущественно психологические стороны введения уголовной ответственности для чиновников, отдельно прописанная уголовная ответственность за нарушение законов о проведении госзакупок необходима. «Иного правового способа борьбы с коррупцией попросту не существует», — уверен Липатов.

Впрочем, как считает эксперт, вводить дополнительный состав в Уголовный кодекс не обязательно. «Сейчас незаконные деяния чиновников охватывают статьи 285, 286, 289, 290 и 291 УК — злоупотребление и превышение должностных полномочий, незаконное участие в предпринимательской деятельности (в том числе через покровительство), получение и дача взятки. То есть чиновника при наличии доказанности нескольких преступлений можно привлечь по многим статьям, что не позволит ему отделаться условным наказанием, — говорит Липатов. — Таким образом, введение отдельного состава, скорее, политический ход, для которого не стоит перекраивать Уголовный кодекс».

Напомним, ФАС уже разрабатывает поправки в Уголовный кодекс в рамках работы над «третьим антимонопольным пакетом законов». Как ранее сообщал Артемьев, изменения будут вноситься в 178-ю статью УК (недопущение, ограничение или устранение конкуренции). «За согласованные действия не должно быть уголовного наказания. Пусть такое суровое наказание останется только за сговор», — говорил в апреле этого года глава ФАС. Также из-под 178-й статьи будут выведены «вертикальные соглашения».