Коварный Уругвай в тени великих предков
Один из популярных запросов Google во вторник — Голландия-Уругвай. Их сборные встречаются в первом полуфинале ЧМ-2010. Для Уругвая успехи в футболе совпадали со временем экономической стабильности
Читать на полной версииBFM.ru продолжает совместный проект с Google. Крупнейшая поисковая система предоставляет список наиболее часто встречавшихся за день запросов, а BFM.ru освещает одну из тем. Один из самых популярных запросов вторника — Голландия-Уругвай. Сборные этих стран встречаются в первом полуфинале ЧМ-2010. Вне зависимости от исхода матча уругвайцы ликуют уже из-за того, что их сборная смогла вернуть нацию в число мировых футбольных грандов. Улицы городов украшены национальными флагами, со страниц газет и телеэкранов не сходят оставшиеся в живых уругвайские футболисты из сборной, выигравшей ЧМ-1950. В прошлом успехи на футбольном поле совпадали со временем экономической и политической стабильности в Уругвае. Сейчас правило, похоже, подтверждается: предварительные данные статистики показывают рост трат уругвайцами. В случае с Нидерландами такой взаимосвязи между спортивными и экономическими достижениями не выявлено.
На протяжении последних десятилетий поколения жителей Уругвая были вынуждены довольствоваться рассказами стариков о былых победах, благодаря которым одна из самых маленьких стран Латинской Америки занимала место в числе лучших футбольных стран мира. В финалах чемпионатов мира уругвайцы побеждали дважды: в 1930 и 1950 годах, на Олимпиадах — в 1924 и 1928 годах. Сейчас, когда команда страны с населением всего 3,5 млн человек находится всего в одной игре от финала, охватившее уругвайцев ликование сравнимо с тем, что, вероятно, испытывали их предки после обретения независимости от Испании в 1825 году, пишет в The Wall Street Journal уругвайский журналист Эдуардо Каплан (Eduardo Kaplan).
Первые футбольные клубы в Уругвае организовали моряки и железнодорожные рабочие из страны, где возник этот вид спорта, — Великобритании. В первой половине 20 века Уругвай, из-за относительно развитой, по меркам региона, экономики и уровня демократии прозванный «латиноамериканской Швейцарией», привлекал много иммигрантов из Европы. Составы уругвайских команд пополняли испанцы, итальянцы и выходцы из Африки, привносившие в уругвайскую футбольную школу новые традиции игры. В отличие от соседних стран в Уругвае никогда не было деления клубов на лиги.
Преимущественно сельскохозяйственная экономика страны до середины прошлого века росла из-за высокого спроса на сырьевые товары. В конце 1940 годов уругвайский песо на протяжении какого-то времени торговался в паре с американским долларом. Приход к власти военной хунты в 1973 году совпал с началом упадка уругвайского футбола. С 1974, не считая нынешнего года, сборная страны трижды выходила в отборочный этап чемпионата мира, но вылетала на ранних стадиях первенства.
Провожая сборную в ЮАР, президент Уругвая Хосе Мухика (Jose Mujica), в годы диктатуры — участник вооруженного подполья, так называемых tupamaros, —пожелал футболистам играть с удовольствием, «потому что футбол это не война». Во время четвертьфинального матча с Ганой футболисты следовали этому совету. «Мы попали на праздник, на который нас не приглашали», — сказал после встречи в интервью El Pais тренер уругвайской сборной Оскар Вашингтон Табарес. Как говорит наставник, никто не делал ставку на то, что уругвайцы пробьются в полуфинал. И если это произошло, то только благодаря двум обстоятельствам: самоотверженности игроков и страстной вере соотечественников в их победу. Как признает Табарес, «исторические корни у этих успехов есть, но они очень отдаленные».
Тренер осознает, что из четырех полуфиналистов, его команда считается относительно слабой. Сильнейшей, по его мнению, является немецкая сборная — «лучшая из тех, которые когда-либо представляли эту страну на мировых первенствах». Что касается Голландии, то «футбольная школа этой страны сильнее уругвайской», — сказал Табарес. На стороне уругвайцев — мотивация: «Нам, в отличие от голландцев, почти нечего терять».
На предматчевой пресс-конференции Оскар Табарес с возмущением опроверг мнение об уругвайском «коварстве», с которым южноамериканская команда якобы устраивает «засады» конкурентам. Напрямую эту тему не принято обсуждать вслух, но имеется в виду противоречивая роль, которую сыграл в судьбе английской сборной уругвайский арбитр Хорхе Ларрионда (Jorge Larrionda). В игре с немцами он не засчитал англичанам второй гол. Британские болельщики убеждены в том, что если бы не это, их сборная, сравняв счет с немцами 2:2, имела бы все шансы на победу, а в результате проиграла 1:4.
К истории с ошибкой уругвайского судьи добавляется эпизод игры сборной Уругвая с командой Ганы в ¼ финала. Нападающий уругвайцев Луис Суарес сыграл рукой, помешав африканским футболистам забить гол. Тренер назвал утверждения журналистов (преимущественно британских) о том, что Суарес действовал не инстинктивно, а целенаправленно, «тенденциозными».
Но не только над уругвайцами витают тени великих футбольных побед относительно давнего прошлого. Как отмечает агентство Reuters, в сознании каждого игрока сборной Нидерландов впечатаны имена великих Йохана Круиффа, Йохана Неескенса и Джонни Репа, демонстрировавших в семидесятые годы прошлого века знаменитый «тотальный футбол». На чемпионатах мира 1974 и 1978 годов голландские сборные считались невестами на выданье, гораздо более красивые невесты, нежели те (ФРГ и Аргентина, соответственно), которые в итоге пошли «под венец».
Впрочем, прошлые победы и разочарования не будут стоить сегодня «ни гроша», по выражению футбольного обозревателя Reuters: обе команды устремлены в будущее и обращают свой мысленный взор на Йоханнесбург, где одной из них доведется сразиться с победителем пары Германия—Испания. Обозреватель Reuters убежден в том, что, скорее всего, такой командой станет Голландия, и это предвещает полностью европейский финал мирового первенства. Задним числом это должно пристыдить тех спортивных экспертов, которые с первых дней южноафриканского ЧМ говорили о «провале» европейской школы футбола. Разумеется, если не произойдет чуда, и уругвайцы не пробьются в финал.
Автор блога «Голый спорт» на нашем портале Александр Чернов считает, что такое «чудо» вполне возможно. Сборные — не клубные команды, в которых все игроки сыграны годами. Ни один тренер в действительности не в состоянии предсказать, как поведет себя та или иная сборная на шестой по счету (т.е. полуфинальной) игре на ЧМ.