Евсюкова оставили в тюрьме навсегда
Верховный суд России сегодня оставил в силе приговор Мосгорсуда, вынесенный бывшему начальнику ОВД «Царицыно» Денису Евсюкову, получившему пожизненный срок за убийство двух и покушение на убийство 22 человек
Читать на полной версии- Осужденный посчитал наказание чрезмерно суровым
- У Евсюкова стало больше адвокатов
- В роду у Евсюкова имелись эпилептики
- Евсюков убивал людей, сбрасывая негативные эмоции, считает прокурор
- Судьи решили судьбу майора за час
Верховный суд России сегодня оставил в силе приговор Мосгорсуда, вынесенный бывшему начальнику ОВД «Царицыно» Денису Евсюкову, получившему пожизненный срок за убийство двух и покушение на убийство 22 человек. Доводы экс-майора о том, что назначенное ему наказание чрезмерно суровое, на судей не подействовали.
В заседании суда майор участвовал при помощи видеоконференцсвязи, установленной между Верховным судом и Бутырским СИЗО, где последние три месяца Евсюков находится в камере приговоренных к пожизненному лишению свободы. Криво установленная камера показывала только бритый затылок бывшего милиционера.
Слушание началось с его заявления. «Я отказываюсь от услуг адвоката Татьяны Бушуевой. С доводами, изложенными в ее кассационной жалобе, я не согласен, — удивил присутствующих майор. — Прошу суд при вынесении решения по делу во внимание их не принимать, поскольку моя позиция с защитником полностью расходится». Бушуева против такого поворота событий не возражала, однако судьи кассационной коллегии почему-то решили оставить адвоката.
Осужденный посчитал наказание чрезмерно суровым
Евсюков не смирился с пожизненным сроком. Он и его адвокаты обжаловали приговор в вышестоящем суде, настаивая на отмене вердикта и на пересмотре дела. «Я не согласен с приговором Мосгорсуда в виду того, что назначенная мне мера наказания необоснованно сурова»,— бодрым голосом зачитал Евсюков заранее заготовленное выступление. Осужденный заявил, что «честно и добросовестно служил в рядах МВД». «За 14 лет моей безупречной службы, связанной, в том числе, с риском для жизни на оперативной работе, мною было раскрыто много тяжких преступлений, и тем самым была спасена не одна человеческая жизнь», — сказал майор.
По словам Евсюкова, все это отражено в грамотах и благодарностях милицейского руководства, которые имеются в материалах уголовного дела. «Неужели это не могло послужить достаточным смягчающим обстоятельством?» — недоумевал осужденный.
Он добавил, что суд не учел эти обстоятельства при назначении ему наказания. Кроме того, он подверг критике результаты психолого-психиатрической экспертизы специалистов института им. Сербского. Евсюков добавил, что ни суд, ни следствие не установили два важных обстоятельства: умысел и мотив совершенных им преступлений. По мнению Евсюкова, их можно было установить, назначив повторную экспертизу.
Он еще раз выразил соболезнование потерпевшим и попросил у них прощения. «Я офицер и привык отвечать за свои поступки, но сейчас я оказался в ситуации, когда ни подтвердить, ни опровергнуть случившееся, я не могу», — сказал он.
Евсюков просил отменить приговор Мосгорсуда от 19 февраля и направить дело на новое рассмотрение, в ходе которого могла бы быть назначена повторная экспертиза. «Я полностью поддерживаю доводы о несправедливости приговора и о неправильной оценке судом доказательств, — поддержала своего подзащитного Татьяна Бушуева. — Для того, чтобы приговорить к высшей мере наказания, должны быть исключительные обстоятельства».
У Евсюкова стало больше адвокатов
Интересно, что к моменту слушаний в Верховном суде, помимо Татьяны Бушуевой, у Дениса Евсюкова появились два новых адвоката — Валерий Педченко и Айрат Хикматуллин. Оба попросили приобщить к материалам дела выписку из историй болезни престарелых родителей Евсюкова и также ксерокопии благодарности, которую Евсюков получил, будучи рядовым милиционером.
Адвокаты также заявили ходатайство о допросе в суде, в качестве специалиста, академика Виктора Гульдана из Московского областного центра социальной и судебной психиатрии. Защитники пояснили, что он вместе с психиатром Валерием Евтушенко, по их просьбе, провел альтернативное исследование. Специалисты не согласились с выводами проведенной в институте им. Сербского психолого-психиатрической экспертизы о вменяемости Евсюкова. «Свидетель явился и готов дать показания прямо сейчас», — проинформировал судей Айрат Хикматуллин. Однако те посчитали, что в этом нет никакой необходимости.
Напомним, что трагедия, всколыхнувшая всю страну, произошла в ночь на 27 апреля прошлого года, после празднования 32-летия майора Евсюкова в московском кафе «Авиньон». Изрядно выпив, офицер поздно ночью взял дома незарегистрированный пистолет, поймал машину и поехал в магазин. По дороге майор расстрелял водителя-частника Сергея Евтеева и пешком дошел до супермаркета «Остров» на Шипиловской улице. В магазине он убил кассира Эльмиру Турдуеву. Еще семеро человек получили ранения. В суде Евсюков лишь частично признал вину, заявив, что не помнит случившегося.
Мотив, совершенных Евсюковым преступлений так и остался до конца невыясненным. По одной версии, причиной его поведения стала ссора с женой, по другой — проблемы на службе. Проведенная в ходе следствия психолого-психиатрическая экспертиза признала майора полностью вменяемым. А Мосгорсуд 19 февраля этого года назначил ему самое строгое на сегодняшний день наказание, как того требовали потерпевшие.
В роду у Евсюкова имелись эпилептики
По мнению защитника, трагедия произошла из-за не совсем нормального психического состояния бывшего начальника ОВД «Царицыно». По словам юриста, поведение Евсюкова нельзя объяснить лишь состоянием алкогольного опьянения. То есть, адвокаты продолжали настаивать на невменяемости своего подзащитного.
Они указали, что «любое противоречие порождает вопросы, а оценка доказательств, ставящих под сомнение адекватность Евсюкова, в приговоре отсутствует». Кроме того, по мнению защитников, суд не дал оценку показаниям 23 свидетелей, которые ставили под сомнение позицию обвинения о вменяемости майора.
Валерий Педченко зачитал некоторые выдержки из независимого экспертного мнения, полученного защитой. Из него следовало, что «наследственность Евсюкова была отягощена эпилепсией». Майору характерен «эпилептоидный тип характера», у него выявлены признаки остаточного поражения мозга и отчетливые «признаки расстройства личности».
Адвокаты также указали, что в ходе судебного разбирательства Евсюков неоднократно предлагал пройти проверку на детекторе лжи, однако ее так и не провели. «Человеческий мозг очень плохо изучен и без аппаратных исследований невозможно сказать правду», — сказал адвокат. Кроме того, защитники утверждают, что были и процессуальные нарушения.
На заседание Верховного суда лично приехала лишь одна потерпевшая — сестра застреленного Евсюковым водителя-частника Сергея Евтеева. «Прошу оставить приговор в силе», — обратилась она к судьям. На том же настаивали адвокаты других пострадавших Ирина Хрунова и Людмила Айвар. Первая, в частности, заявила, что потерпевшие не верят в извинения майора и его раскаяние. «Эти извинения потерпевшая сторона считает формальными и сделанными для видимости», — сказала юрист. По ее мнению, если бы майор действительно раскаивался, то, прежде всего, постарался бы загладить с помощью материальной компенсации тот вред, который он причинил своим жертвам. «В собственности Евсюкова имеется две квартиры и две машины иностранного производства», — сказала Хрунова. Она указала, что, уже находясь в суде, Евсюков знал, что у убитой им кассира супермаркета «Остров» Эльмиры Турдуевой осталась маленькая дочь, которая находится в «тяжелом материальном положении», но ничего не сделал, чтобы ей помочь.
В свою очередь Людмила Айвар заявила, что суд установил умысел Евсюкова, который был направлен на убийство. «Евсюков стрелял с близкого расстояния в жизненно важные органы потерпевших, заявив, что ему «нужны их мозги»», — указала Айвар. Она добавила, что, прося о пощаде, сам майор Евсюков «никого не собирался пощадить». А уже после задержания признавался оперативникам: «Был бы автомат, было бы веселее», «Жизнь нужно прожить так, чтобы второй раз не захотелось».
Евсюков убивал людей, сбрасывая негативные эмоции, считает прокурор
Гособвинитель Амалия Устаева обратила внимание судей на то, что выводы о вменяемости Дениса Евсюкова суд сделал не только на основании психолого-психиатрической экспертизы, но также на основании показаний людей, с которыми перед трагедией общался майор, и материалов камер видеонаблюдения, установленных в супермаркете. «Не надо быть экспертом, чтобы понять — Евсюков не находился в состоянии аффекта», — сказала прокурор. Она пояснила, что аффект означает «мгновенную реакцию на неправомерные действия потерпевшего».
Она отметила, что выводы суда о том, что начальник ОВД убивал людей из «хулиганских побуждений» не вызывает никаких сомнений. Устаева добавила, что у Евсюкова имелись проблемы в личной жизни и по службе. В итоге, «для разрядки собственных эмоций он использовал жизни людей». При этом Евсюков «демонстрировал свою власть» и «унижал» потерпевших, сказала прокурор.
«Назначенное Евсюкову наказание ни мягкое, ни суровое, а справедливое», — подытожила гособвинитель. Она просила отклонить кассационные жалобы майора и его защитников.
Судьи решили судьбу майора за час
Пробыв в совещательной комнате больше часа, судьи оставили «приговор без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения». Это решение майор воспринял внешне спокойно. Он лишь кивнул, как будто предвидел подобный исход дела.
Его адвокаты признались BFM.ru, что все-таки ждали иного: «Всегда хочется верить во что-то, лучшее, во что-то законное», — сказали Валерий Педченко и Айрат Хикматуллин. Они признались, что пока не знают, захочет ли их клиент оспорить решение судей в надзорном порядке в президиуме Верховного суда.