В Южной Корее впервые в истории страны арестовали действующего президента. Вторая попытка ареста Юн Сок Еля увенчалась успехом после семичасового противостояния следователей и службы безопасности президента, пишет Yonhap.

Чтобы исполнить ордер на арест, полиции и следователям пришлось преодолеть несколько линий баррикад из машин и автобусов. В итоге, используя стремянки, они попали в здание.

Юн Сок Ель заявил, что решил добровольно явиться на допрос, чтобы «избежать кровопролития», но продолжает считать расследование незаконным. Позже он отказался давать показания. Президент обвиняется в мятеже и злоупотреблении властью за введение военного положения в начале декабря 2024 года. Обвинения политик отверг, после чего 14 декабря — тоже со второй попытки — ему был объявлен импичмент.

Ситуация абсолютно беспрецедентная, говорит лектор Университета Корё в Сеуле Федор Тертицкий:

Федор Тертицкий лектор Университета Корё в Сеуле «Арест по одной из двух статей, которая вообще позволяет арест действующего президента, потому что все остальное покрывается президентским иммунитетом от преследования. Он будет ждать решения Конституционного суда, которое должно произойти до 14 июня, по итогам которого его должны либо вернуть к власти, либо окончательно отрешить от нее. Страной по-прежнему управляет исполняющий обязанности президента, исполняющий обязанности премьер-министра, наш министр экономики Чхве Сан Мок. Довольно быстро, в течение, если я ничего не путаю, двух дней, они должны принять решение по аресту президента. Сейчас, поскольку он находится не в резиденции, а под допросом, это будет сделать куда проще. В любом случае надо помнить, что у органов есть для этого формальное основание — обвинения президента в совершении ряда особо тяжких преступлений, выдвинутые сверхбольшинством парламента. Все-таки за это проголосовали 204 депутата из 300. Нужно помнить, что некоторые чиновники и представители правоохранительных органов все-таки слегка побаиваются связываться с президентом, с таким очень большим человеком. Но в данном случае ситуация зашла уже настолько далеко, и, поскольку он уже формально не находится у власти, его полномочия приостановлены, пока кажется наиболее вероятным, что он останется под стражей, хотя исключать и других сценариев развития событий нельзя. Если его признают виновным именно в том, в чем его сейчас обвиняют, минимальное наказание за это — пожизненное заключение. И смертная казнь, которая здесь существует, но в исполнение фактически не приводится с 1997 года. На практике это будет означать, что Юн будет сидеть до того момента, пока кем-то из его преемников не будет принято политическое решение его амнистировать. Что волнует всех в среднесрочной перспективе — это, скорее всего, поскольку Юн будет признан все-таки виновным, в стране пройдут внеочередные президентские выборы, и пока основной кандидат на победу — это лидер оппозиции Ли Джемён. Человек очень левых взглядов. И люди боятся, если брать в глобальном масштабе, что сочетание изоляционистской политики Дональда Трампа и сочетание очень левой администрации в Южной Корее может привести к тому, что американо-южнокорейский союз начнет трещать. И этого, конечно, очень боятся южнокорейские правые, для которых американо-южнокорейский союз — это, наверное, самая главная ценность, которая вообще существует».

В операции по аресту приняли участие около 200 полицейских и 40 следователей. На допрос президента у правоохранителей есть двое суток, далее потребуется еще один ордер для продления задержания. Отмечается, что материал для допроса президента собран на более чем 200 страницах.