Председатель Госдумы Вячеслав Володин раскритиковал работу ряда министерств. Конкретно в образовании спикер отметил две важные проблемы: дефицит кадров и перегруженную школьную программу.

Тему избыточной нагрузки на школьников Володин поднимал еще в конце прошлого года, когда рассказывал, что родители жалуются на то, что российские школьники в среднем проводят за учебой по восемь-десять часов в день. С председателем Госдумы в общих чертах согласны все опрошенные «Бизнес FM» эксперты, но в деталях позиции отличаются.

Так, например, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по науке и высшему образованию Олег Смолин отметил, что формально за последние годы нагрузка выросла не критично. Что раньше почти то же количество часов школьники отрабатывали в школе, притом что они учились еще и по субботам. После перехода на пятидневку количество часов увеличилось незначительно, но уроков действительно стало не шесть, а восемь. Вопрос в другом. Появились дополнительные предметы, часы по некоторым дисциплинам урезали, а программу оставили той же, говорит Олег Смолин:

Олег Смолин первый заместитель председателя комитета Государственной думы по науке и высшему образованию «Я думаю, можно жертвовать разного рода необязательными предметами, кроме так называемых основных. Обязательные предметы перечислены в стандарте, но сверх них регионы периодически вводят собственные. И еще раз напомню, что, например, количество уроков по сравнению с советским периодом по русскому языку, математике, физике, химии, биологии сократилось, а материал остался прежним. Я думаю, что надо было бы посмотреть и на предмет исключения каких-то разделов, которые необязательны для школы, хотя обязательны для высшего или другого профессионального образования».

Своим видением возможной оптимизации школьной программы с «Бизнес FM» поделился также автор телеграм-канала «Незаслуженный учитель России», репетитор по английскому, обществознанию и истории Григорий Николаев:

Григорий Николаев автор телеграм-канала «Незаслуженный учитель России», репетитор по английскому, обществознанию и истории «Возможно, стоило бы совместить некоторые предметы в школьной программе. Например, ОБЖ и обществознание. Как мне ни было бы тяжело об этом говорить, наверное, можно пожертвовать МХК — мировой художественной культурой. То, что проходится на МХК, по идее, можно проходить по литературе и по истории. И, возможно, стоило бы совместить историю отечественную и историю всеобщую, потому что они разбивают историю на два мира. Я очень много наблюдал, как дети не могут сопоставить события в истории России, в какое время и в каком контексте они происходят, потому что курс истории у нас разбит, история России и всеобщая история друг с другом очень слабо соприкасаются».

При этом Григорий Николаев не уверен, что дети не так уж сильно перегружены в школе. А вот с учетом внешкольных занятий, допов и, главное, с учетом домашних заданий нагрузка действительно чрезмерная — с этим согласны все собеседники радиостанции. Продолжает учитель года России — 2022, учитель истории и обществознания Дмитрий Лутовинов:

Дмитрий Лутовинов учитель года России — 2022, учитель истории и обществознания «Вообще, обычно наибольшая нагрузка ложится именно на тех школьников, которые исполнительные и выполняют все. То есть есть ребята, которые учатся, может быть, не так хорошо, но которые делают, скажем так, по минимуму. А вот ребята, которые являются отличниками, хорошистами по многим предметам, естественно, получают много домашнего задания. Представьте себе, у них по семь-восемь уроков в день, естественно, нагрузка действительно достаточно большая. И у старательных школьников времени на отдых, конечно, совершенно мало, особенно если мы говорим про старшие классы. А если вы хотите, чтобы ваш ребенок еще посещал музыкальную школу или кружок, то отдохнет он когда-нибудь потом, наверное».

Судя по всему, уже где-то ближе к пенсии.