Индия откажет в разгрузке нефти танкерам теневого флота России под санкциями. Об этом пишет Bloomberg со ссылкой на заявление высокопоставленного чиновника. Исключением станут суда, которые зафрахтовали до момента введения санкций, то есть до 10 января, но с условием, что их разгрузят до 12 марта.

Индийские банки будут требовать сертификаты происхождения, чтобы гарантировать, что у нефти нет санкционных корней. Однако собеседник издания подчеркнул, что Россия все же «найдет способ» поставлять нефть в Индию.

По этой реакции уже можно судить о первых эффектах новых санкций, считает руководитель отдела аналитических исследований департамента торговых операций «АВИ Кэпитал» Дмитрий Александров:

Дмитрий Александров руководитель отдела аналитических исследований департамента торговых операций «АВИ Кэпитал» «Сейчас идут отказы — как раз тот самый интересный феномен, первая реакция физического рынка. Судя по всему, не вполне веерная и широкомасштабная, то есть по старым контрактам, которые были сделаны до 10 января, все равно будут приниматься поставки. Я думаю, что, особенно если говорить об Индии, и со стороны Соединенных Штатов не будет жесткого прессинга. Еще, грубо говоря, квартал до начала весны, так работа и будет идти. Сама по себе оценка «серого» флота — специфическая история. Но тут как раз основная задача будет, наверное, сводиться к тому, чтобы всю нефть, которая там оказалась, в худшем сценарии можно было вернуть туда, откуда она ушла, и дальше она может быть экспортирована «белым» флотом. Надо понять, что с этими судами делать, потому что есть разные варианты, и ранее были, и сейчас какие-то будут. Опять же, почему такие предположения? Потому что задача тех, кто вводит санкции, не состоит в том, чтобы полностью блокировать экспорт нефти из России, задача состоит в том, чтобы сделать его максимально малоэффективным. И она решается. При этом задача еще состоит в том, чтобы не двинуть цены слишком сильно вверх. Поэтому не вводятся эмбарго, никакие радикальные санкции еще не вводились, но есть постепенное вытеснение, постепенное привыкание глобального рынка, основных контрагентов к тому, что все сложнее и сложнее поступает нефть из России».

Ранее Reuters уже писало, что от работы с российским теневым флотом из-за санкций могут отказаться Индия и Китай.

Некоторые танкеры с российской нефтью уже не дошли до места назначения, указывает Bloomberg. Согласно данным отслеживания движения судов, три танкера с более чем 2 млн баррелями нефти простаивают в водах Восточного Китая, курс они изменили после введения санкций.

Издание приводит оценку, согласно которой пострадать может до 30% теневого флота танкеров. И это грозит потерей до 800 тысяч баррелей в сутки. С оговоркой, что фактические потери могут быть вдвое меньше. Такие прогнозы нереалистичны, считает профессор Финансового университета Константин Симонов:

Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета «Если танкер находится в SDN-списке, для стран, которые признают трансграничность американских санкций, этот танкер является проблемой. То есть они не будут официально приобретать нефть или нефтепродукты, которые привез этот танкер. И действительно, некоторые страны, например Индия, боятся, к сожалению, американских санкций, для них прием санкционного судна в порт будет проблемой. Но есть антисанкционные технологии, которые уже давно довольно успешно применяются, суть их предельно проста. Первая технология заключается в том, чтобы использовать эти суда для того, чтобы довозить нефть до точки перевалки, борт о борт, что называется. Центры такой теневой перевалки существуют, они известны. Другая технология посложнее, она заключается в том, что этот танкер меняет флаг, меняет морской реестр, меняет даже название. Поэтому с этим типом санкций работать можно, потому что пока не введено полное эмбарго на российские поставки. В чем проблема? Если мы говорим про эти 183 танкера, которые попали под последние санкции, проблема в масштабе: еще никогда столько судов сразу не попадало под санкции. Все, что я сказал, требует определенных процедур, масштабной юридической и менеджерской работы. Поэтому с точки зрения тех оценок, которые сейчас даются, мол, 800-900 тысяч баррелей в сутки могу быть потерей морского экспорта, такого рода цифру я уже встречал, но эта цифра выглядит сильно преувеличенной. Это все очень относительные и условные оценки, я думаю, реальные потери в объеме будут существенно меньше, но быстро справиться с такого рода санкциями, конечно, не получится. И за это придется платить, поэтому дисконты вырастут».

По прогнозу Goldman Sachs, цена нефти теперь может подскочить до 90 долларов за баррель. Но есть и более позитивные осторожные расчеты, согласно которым стоимость барреля в 2025 году в среднем составит 76 долларов.

Вечером 13 января котировки мартовских фьючерсов Brent на лондонской бирже ICE превысили 81 доллар за баррель.