Глава МЧС Александр Куренков потребовал представить перечень мероприятий по ликвидации разлива нефтепродуктов в акватории Черного моря. Это должно быть сделано до 15 января. Также в понедельник, 13 января, вице-премьер Виталий Савельев провел заседание правительственной комиссии, которую собрали специально для координации работ по ликвидации последствий ЧП. Комиссия создала постоянно действующий оперштаб. А чуть раньше федеральный штаб появился и в МЧС.

Несмотря на то что с момента аварии в Керченском проливе прошел уже почти месяц — танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» потерпели крушение 15 декабря, — до сих пор неизвестно, сколько именно мазута оказалось в воде. По данным губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, всего эти суда перевозили около 8 тысяч тонн нефтепродуктов. По другим оценкам, общий объем превышал 9 тысяч. Часть мазута осталась в толще воды, часть осела на дно, какой-то объем нефтепродуктов остается в танкерах, а остальное вынесло на побережье от Анапы до Ялты.

В Минтрансе говорили, что всего в результате крушения танкеров в море попало около 2,4 тысячи тонн мазута. Но это не точно, поскольку на данный момент непонятно: то, что сейчас собирают на береговой линии, — это то, что вытекло из утонувшего танкера, или в воду продолжает попадать мазут из танкера, севшего на мель. Говорит эколог, исполнительный директор проекта «Земля касается каждого» Владимир Чупров:

Владимир Чупров эколог, исполнительный директор проекта «Земля касается каждого» «Судить об этом сложно, потому что поступает противоречивая информация. С одной стороны, представитель органов власти — если не ошибаюсь, МЧС — заявляет, что протечки нет. С другой стороны, буквально через два или три дня после выступления президента Российской Федерации, 9 января, оказалось, что как минимум один из танкеров только что был выброшен на мель, он дал протечку. Президент как в воду глядел. И боны, которыми он был огражден, не спасли, и сегодня новый мазут поступает на берег вблизи танкера. Есть космоснимки, это уже вопрос их интерпретации: насколько далеко распространяется уже новый мазут из аварийных танкеров, которые были зафиксированы и вроде как сохраняли свою целостность».

Соответственно, никто не может сказать, сколько еще мазута попадет в воду и сколько продлится операция по ликвидации последствий. Глава МЧС потребовал составить план мероприятий. Экологи уверены, что в первую очередь нужно защитить берега заказников, где зимуют сотни тысяч птиц, и, конечно же, нужно как можно раньше выкачать нефтепродукты, которые еще остаются в танкерах. На вопрос, почему этого до сих пор не было сделано, по словам Владимира Чупрова, никто ответа не дает.

Качество работ по ликвидации последствий аварии 9 января критиковал Владимир Путин. «Того, что делается по минимизации ущерба, пока явно недостаточно», — заявил тогда президент. В тот же день Владимир Путин назначил бывшего прокурора Москвы Дениса Попова заместителем главы МЧС по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. И хотя эти события совсем не обязательно связаны напрямую, последствия у аварии могут быть и кадровыми, не исключает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:

Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «Мы видим, что МЧС оказалось под огнем довольно серьезной критики и слухов на фоне очевидной задержки с началом операции и не очень понятными последствиями того, что происходит. Мы видим, что в данном случае министр оказался под огнем, хотя он тоже человек из близкого окружения Владимира Путина, он долгое время был вне критики. Особенной стрессоустойчивости МЧС пока не демонстрирует, есть признаки общей растерянности, и, как следствие, наблюдаются слухи о кадровых перестановках».

По словам экспертов, в деньгах ущерб, нанесенный разливом мазута морю, может оцениваться в более чем 33 млрд рублей. И это без оценки рисков срыва курортного сезона на пострадавшем побережье. А такие опасения звучали и актуальность до сих пор не утратили.