В Москве замедлилось строительство новостроек
Столичные девелоперы в прошлом году вывели на рынок 67 новых объектов жилого строительства. Это минимальный показатель с 2020 года. Эксперты связывают это со снижением спроса на ипотеку из-за высоких ставок
Читать на полной версииТемпы выхода на рынок первичного жилья за прошлый год сократились на 5,5%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные консалтинговой компании «Метриум». Таким образом, столичные девелоперы вывели на рынок 67 новых объектов жилого строительства. Это минимальный показатель с 2020 года.
При этом на московском и областном рынке сокращение составило от 5% до 19%, а в других регионах от 17% до 29%. Эксперты связывают это со снижением спроса и роста себестоимости строительства из-за высокой ставки Центробанка. Таким образом, девелоперам стало сложнее финансировать свои проекты, а покупателям — брать ипотеку.
Сокращение на рынке строительства продолжится и в этом году, говорит основатель «НДВ Супермаркет Недвижимости» Александр Хрусталев:
Предпосылок для снижения цен на первичном рынке пока нет, продолжает директор департамента продаж GloraX Татьяна Халилова:
Татьяна Халилова директор департамента продаж GloraX «Что нас ждет в 2025 году, с чем мы будем все работать? Кто-то действительно притормозит вывод проектов в реализацию, кто-то будет отодвигать вывод в продажу новых очередей строительства большой квартальной застройки. Кто-то из девелоперов, наоборот, будет отодвигать выборку проектного финансирования, то есть от момента старта продаж до момента активного хода строительства будет гораздо больше времени, чем это мы видели на последней пятилетке в среднем. По-прежнему мы видим и будем видеть в этом году и дальше борьбу за клиентов посредством инструментов, сервисов, продуктов. Скидки за быстрое принятие решения — это как раз те честные, быстрые скидки, на которые застройщики готовы. А скидки за движение клиента по воронке — звонок, встреча, встреча, бронь — за это тоже будут хорошие быстрые скидки, но их размеры будут существенно меньше тех, что мы видим на билбордах. Что мы видим в рекламе? Мы видим в рекламе скидки 25-30%, такие скидки действительно есть, но по-хорошему это скидки на какие-то конкретные лоты, часто или большого метража, или менее ликвидные. В целом каких-то предпосылок к тому, что скидки у нас на рынке будут в большом объеме, что цены упадут, объективно нет».
Самыми активными в прошлом году оказались девелоперы новостроек бизнес-класса. Они запустили 26 проектов.
На втором месте — проекты элитного и делюкс-классов. На третьем — застройщики жилья премиум-класса.