Избранный президент США Дональд Трамп заявил, что понимает «чувства» России, которая выступала против вступления Украины в НАТО. Об этом он заявил в ходе пресс-конференции в своей резиденции Мар-а-Лаго (штат Флорида). Также, по его словам, у Москвы и Киева «была сделка», которая удовлетворяла все стороны, но ее нарушил Байден, решивший, что Украина должна иметь возможность вступить в НАТО. По его словам, понимание того, что Украина не сможет стать членом альянса, было всегда. Отказ от вступления Украины в НАТО также и российский президент Владимир Путин называл одним из условий начала переговоров с Киевом. Ранее, по его словам, Москва и Киев договаривались, что Украина будет независимой, о вступлении в НАТО речи не шло. В декабре прошлого года Путин рассказывал, что Байден в разговоре с ним в 2021 году предлагал «отсрочить принятие Украины в НАТО на 10-15 лет, потому что она еще не готова». Что еще наговорил Дональд Трамп?

Пресс-конференция Трампа в его поместье во Флориде стала презентацией его будущей внешней политики. У многих наверняка в этой связи мелькнула мысль, что при Трампе появится не один повод вспомнить «полусонного дедушку Байдена» добрым тихим словом. Потому как если нынешнего президента союзники, в том числе в Киеве, часто упрекали за промедление с принятием важных решений, за то, что он «тормозил», то Трамп может стать «Байденом наоборот». И «тормозов» у него, когда это будет надо, может не оказаться.

Когда он уже не в первый раз как бы в шутку предлагает Канаде стать 51-м штатом США и еще настойчивее, уже без всякого намека на шутку, настаивает на покупке Гренландии у Дании или о возвращении США прав на Панамский канал, то людей рассудительных может охватить легкая оторопь: это до какой же степени Трамп собрался ломать систему международных отношений? Включая принцип нерушимости границ, который после подписания Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 году считался одним из краеугольных камней международной политики, прежде всего европейской. При этом Трамп не исключает применения силы для получения контроля и над Панамским каналом, и над Гренландией. Кто-то на это скажет, что он слегка не в себе. Но точно не так, как Байден. Потому что, в отличие от Байдена, Трамп вполне может все это проделать на практике.

Также он обозначил более высокий потолок военных расходов для европейских стран — членов НАТО. Во время первого президентства он уламывал союзников на 2% ВВП, теперь говорит о 5%. Максимально расходует на оборону Польша: 4,12% ВВП, США тратят 3,38% ВВП, а Эстония — она на втором месте — 3,43%. Девять членов альянса еще не вышли и на показатель в 2%.

Ну а чтобы уж весь Североамериканский континент — чего там мелочиться, — говоря словами Трампа, «стал снова великим», Мексиканский залив он предлагает переименовать в Американский.

Так что мы присутствуем при рождении амбициозной, если не сказать агрессивной «доктрины Трампа», которая может стать воплощением не столько американского неоизоляционизма, как некоторые от него ожидали, сколько нового империализма с опорой на экономическую и военную силу, которая может быть использована в том числе и против союзников. Для начала акцент предполагается сделать на экономических инструментах: Трамп грозит новыми тарифами в том числе против Канады и Мексики, а теперь еще и против Дании, если она воспротивится предложению продать Гренландию, которая, по его словам, имеет ключевое значение для национальной безопасности США. Тут можно добавить — а также еще большее значение она имеет на фоне разворачивающейся борьбы за Арктику. Прежде всего, чтобы противостоять влиянию там Китая и России.

Что касается Украины, то фразу о «понимании чувств России» насчет членства Украины в НАТО Трампу еще припомнят в самом Вашингтоне. И ему придется «компенсировать» эту якобы мягкотелость по отношению к Путину какими-нибудь подчеркнуто жесткими действиями, для начала санкционными. Так было в годы его первого президентства. Трамп уже не обещает прекратить военный конфликт за 24 часа, а говорит, что может потребоваться полгода. Впрочем, в реальности пока к этому нет никаких видимых предпосылок и готовности воюющих сторон. Далеко не все готовы к компромиссам и в Европе.

Трамп также заявил, что Владимир Путин «хотел бы встретиться» с ним для обсуждения этого вопроса, однако такие контакты исключены до инаугурации 20 января. Это не следует воспринимать как сигнал о том, что подготовка такой встречи уже ведется. Если она состоится слишком рано, пока условия для урегулирования не созреют, в том числе на поле боя, то, завершившись предсказуемым провалом, она может лишь еще сильнее обострить ситуацию. Что касается членства Украины в НАТО, то, может, сам Трамп и дал бы гарантии, что этого не будет. Однако он уйдет в отставку максимум через четыре года, а другие члены альянса такие гарантии, особенно если они потребуют договорно-правового оформления, могут и не поддержать.

О том, что при Трампе во внешней политике скучно не будет, часто напоминает и миллиардер Илон Маск, едва ли не ближайший советник будущего президента. Хотя формально в будущей администрации он к внешней политике отношения иметь не будет, его едкие замечания в адрес уже не одного европейского лидера, как говорится, делают новостную повестку. Канцлера Шольца он назвал «некомпетентным дураком», призвав немцев голосовать за правую «Альтернативу для Германии», пренебрегая обвинениями во вмешательстве в чужие выборы. Обрушился он с нападками и на премьера Великобритании Кира Стармера.

Зато правоцентристский премьер-министр Италии Джорджа Мелони называет Маска гением, а венгерский премьер Виктор Орбан установил тесные личные отношения с предпринимателем, разделяя его неприязнь к либеральному филантропу Джорджу Соросу, которого, кстати, Байден, показательно, назло всем правым, на днях наградил медалью Свободы. Глава МИД Франции Жан-Ноэль Барро уже призвал Еврокомиссию принять меры в отношении Илона Маска. Но он зря торопится с репрессиями. Маск всего лишь «работает на разогреве» перед приходом Трампа, с которым будет еще веселее.