Режим ЧС регионального значения ввели в Севастополе. Следы мазута обнаружили на берегу как минимум четырех пляжей. Это «Звездный берег», «Голубая бухта», «Нахимовец» и «Серебряный», сообщил губернатор Михаил Развожаев. Массового загрязнения береговой линии в городе нет, пятна мазута оперативно ликвидируют, добавил он.

О ситуации в городе рассказывает собственный корреспондент «Российской газеты» в Севастополе Юлия Крымова:

Юлия Крымова собственный корреспондент «Российской газеты» в Севастополе «Судя по сообщениям экстренной службы и губернатора города, эти выбросы зафиксированы вдоль всего побережья Севастополя. Это огромная территория, десятки километров. На сегодня эти выбросы не такие массовые, это отдельные небольшие пятна, которые пока что удается убрать. Уже сказали, что будут выделять средства для уборки, а для волонтеров — маски и защитные костюмы, и будут подключать людей, и люди уже готовы выходить помогать. Я думаю, что город очень сильно активизируется в этом плане. Все шокированы, это неприятное известие, потому что Севастополь находится достаточно далеко от Керченского пролива, где затонули эти танкеры, но течения Черного моря все-таки донесли до нас этот мазут. Есть зооветеринарный центр, который принимает пострадавших птиц, но пока их не так много, пока найдены единицы».

В то же время власти призвали сообщать обо всех случаях обнаружения мазутных пятен и заявили, что необходимо сформировать базу волонтеров, которых будут привлекать к очистке территории. Пока для Севастополя мазут — локальная история, в бухты самого города нефтепродукты не попали, говорит жительница Севастополя Дарья:

«У нас сейчас только начинает формироваться база волонтеров. Губернатор как раз писал о том, что до сегодняшнего момента справлялись силами МЧС и Севприроднадзора. Сейчас уже будут привлекать волонтеров. По поводу загрязнений — Балаклава, Орловка, Кача выбрасывали мазут на берег и находили там пятна. Балаклава — это не сама бухта, Серебряный пляж находится со стороны открытого моря. То есть, насколько я понимаю, в бухтах города пока что мазута не было, то есть в бухты он пока не заходит. Если ходить во внутренние бухты Севастополя, то там запаха никакого нет. Паники тоже никакой нет. Об этом даже не так уж и говорят, все в основном погружены в свои дела. Желающие помочь, мне кажется, естественно, найдутся. Я читала, что выловили уже четырех бакланов, привезли в ветклинику, отмывали от мазута. Мне кажется, что это не единичный случай. Но пока что ситуация нормальная».

Ранее ЧС регионального значения ввели также в Крыму — после нового выброса нефтепродуктов к пятнице территория загрязнения увеличилась до 18 километров.

Разлитый мазут перемещается на север вдоль всего восточного побережья Крыма — в Феодосии ситуация также сложная. И если сейчас желающих помочь хватает, непонятно, что делать, когда кончатся новогодние праздники и люди вернутся на работу, говорит крымский журналист и блогер Александр Горный:

Александр Горный крымский журналист и блогер «Могу сказать, что люди сейчас прочувствовали эту проблему, готовы активно подключаться не только человеческим участием, но и личными финансами, люди при мне привозят различные моющие средства, кто-то деньги пытается дать. Процесс разворачивается, но пока я не вижу системной работы, что делать после январских праздников, когда люди будут возвращаться на материк? А у нас работают очень много волонтеров с материка. Ситуация очень непростая, но благодаря волонтерскому движению она приобретает определенные рамки. Проблема на данный момент только нарастает, она очень серьезная. Сейчас мы понимаем, что есть огромное пятно, выбросы были в три стороны, первый — это в сторону Краснодарского края, второй — в сторону Азовского моря, третий — в сторону восточного побережья Крыма, и сейчас пятна мазута находят уже в районе Севастополя, Ялты, Феодосии. То есть это пока локальные истории, но они есть. Я на данный момент нахожусь и работаю в Феодосии. Я провел целый день в штабе. Очень сильно увеличилось количество птиц, которые подверглись загрязнению мазутом, мы пытались их днем ловить и будем продолжать их вылавливать ночью. Сейчас пока новогодние праздники, у людей есть свободное время, появляется очень много волонтеров, в основном женщин, которые приезжают в штаб, надевают специальные защитные костюмы, противогазы и очки и встают на мойку птиц, потому что это очень сложный процесс, на одну птицу уходит 1,5 часа и два человека. Сначала идет обработка крахмалом, а затем — отмыв с помощью моющих средств типа «Фейри», и дальше уже промывка и просушка птиц для отправки их в пункты передержки. На данный момент пункты передержки находятся в Белогорском районе «Тайган» и на Южном берегу Крыма зоопарк «Сказка». Но они не резиновые, количество птиц увеличивается. Мы сталкиваемся с непониманием, где их размещать дальше. Я сейчас активно пробиваю идею размещать птиц в пункте передержки около Карадагского заповедника в Коктебеле, где есть определенные площадки около моря, потому что птицам важно сохранить среду обитания. И слава богу, крымские чиновники начинают просыпаться, принимать правильные решения, в том числе с точки зрения законодательства, потому что вылавливается очень много краснокнижных птиц, к которым вообще нельзя по закону близко подходить, а здесь их приходится брать в руки и отмывать».

Разлив мазута в Черном море может привести к сокращению популяции рыб и утрате эндемичных видов животных. В экосистемах загрязненной зоны могут обитать порядка 50 видов краснокнижных животных и еще 19 видов краснокнижных растений, рассказали ранее в Минприроды Кубани.

Спасение птиц и пляжей от мазута в Анапе. Фотоистория BFM.ru: