Продажи новых машин по итогам прошлого года выросли на 39%. Такие данные приводит Минпромторг. Автоэксперты считают, что ажиотажный спрос произошел из-за ожидаемого повышения ставки утильсбора — поэтому на смену роста продаж в прошлом году, скорее всего, придет ощутимый спад в этом.

Продолжает главный редактор Quto.ru Максим Ракитин:

— Рост продаж ажиотажный, потому что все понимали, что будет новый утильсбор. Кроме того, когда ключевая ставка начала повышаться, и не было предпосылок для ее стабилизации или снижения, люди просто пошли в депозиты и в автомобили, это не означает, что у нас резко выздоровел автомобильный рынок, просто часть из этих продаж, как раз сентябрь — начало октября, произошла потому, что новый утильсбор вступил в силу с 15 октября, после этой даты по всем сегментам наблюдалось снижение продаж. Поэтому то, о чем говорили — что мы продадим 1,6 млн автомобилей, даже больше, — этот прогноз сбылся, но это не значит, что у рынка появилась инерция. Потому что мы понимаем, что сейчас электромобили и гибриды тоже будут облагаться повышенным утильсбором, нет никаких предпосылок к тому, чтобы ключевая ставка снижалась. Что касается наступившего года, я бы особого оптимизма не испытывал, все будет понятно в первом квартале. Будет понятна тенденция, то есть идут ли люди за автомобилями, несмотря на дорогие кредиты, изменяющиеся постоянно цены, постоянный рост курса доллара, других валют — потому что автомобили у нас импортные, покупаются в валюте. Оптимистичные планы по поводу похожих продаж в 2025 году я не разделял бы, рыночных предпосылок к этому сейчас нет, к снижению — есть.

— Что россияне покупали в основном?

— Прежде всего «Лада», потому что это самые доступные автомобили на рынке, плюс покупали «китайцев» в сегменте 3-3,5 млн, более дорогие тоже продавались, но более скромно. Бодро продавались Haval, Chery, Changan, некоторые уже рапортовали в конце 2024 года, что у них прирост продаж — двузначные, трехзначные цифры.

По данным Главного таможенного управления КНР, за январь-октябрь прошлого года поставки легковых автомобилей из Китая в Россию в денежном выражении составили 12,5 млрд долларов — это на треть больше, чем годом ранее. По данным «Авто.ру Оценка», на ноябрь прошлого года средняя цена нового автомобиля в России составила 3,7 млн рублей и чуть больше миллиона для подержанных машин.