Попытка арестовать президента Южной Кореи Юн Сок Еля провалилась. Группа из представителей управления антикоррупционных расследований и полиции утром 3 января вошла на территорию резиденции президента. Им воспрепятствовала служба охраны президента. Ее начальник при предъявлении ордера на арест Юн Сок Еля запретил обыск, заявив, что это нарушит закон.

Противостояние длилось несколько часов, после чего в Агентстве по борьбе с коррупцией Южной Кореи сообщили, что исполнить ордер на арест невозможно. Юн Сок Ель обвиняется в мятеже и злоупотреблении властью за введение военного положения в начале декабря 2024 года. Обвинения политик отверг, после чего 14 декабря со второй попытки ему был объявлен импичмент.

О происходящем и перспективах развития ситуации говорит лектор Университета Коре в Сеуле Федор Тертицкий:

— Попытка состоялась и не увенчалась успехом, поскольку президент сказал, что он не признает ордер на арест, считает его заведомо незаконным, и отдал приказ своей охране не допустить к нему людей, которые пришли его арестовывать. Скорее всего, они могут попытаться еще раз. Видно, что обе стороны очень не хотят, чтобы пролилась кровь или началась какая-то драка и все это перешло в какое-то силовое столкновение. И со стороны Юна, и со стороны правоохранительных органов есть явная воля этого не допустить, но за будущее никто поручиться не может.

— Как ситуация будет развиваться, к чему могут прийти стороны?

— Я подозреваю, что Юна в итоге арестуют, потому что у него довольно слабая позиция. Обвиняемый не имеет права интерпретировать закон, интерпретируют закон все-таки соответствующие органы. Юн действительно пока сохраняет президентский иммунитет, но он не распространяется на преступление, которое ему вменяют: мятеж с целью захвата власти. И есть еще один фактор: не очень понятно, кому в итоге должна подчиняться президентская охрана. Потому что, по идее, она остается за президентом, когда у него полномочия приостановлены. Но сейчас еще возникает вопрос, не стоит ли в это вмешаться исполняющему обязанности президента министру экономики Чхве Сан Моку и что будет, если он отдаст им приказ. То есть сейчас его именно к этому призывает оппозиция: господин министр, исполняющий обязанности, отдайте приказ охране выдать преступника. Ордер действует до 6-го числа, соответственно, если до 6 января не будет произведен арест, то нужно будет запрашивать новый ордер.

— Что люди об этом думают, как ими эта история воспринимается?

— Мнения разные, но в основном здесь звучит мнение, что Юн — самовлюбленный дурак. Слово «дурак» в отношении президента я слышал независимо от нескольких людей, как правых, так центристов и левых, то есть по всему политическому спектру. Я лично не знаю никого из людей своей группы, кто бы считал, что он все правильно сделал. Из, наверное, забавные и необычные вещи слышал от одного человека, который сказал, что если ты уж делаешь переворот, так доводи до конца. Пока похоже, что череда импичментов вроде бы встала, разговоров о третьем импичменте министру экономики с передачей полномочий министру образования пока не идет. Но кто знает, всегда могут к этому вернуться.

Параллельно с попыткой арестовать президента в окрестностях резиденции проходил митинг в поддержку Юн Сок Еля, в котором приняли участие более тысячи человек. В демократической партии «Тобуро», контролирующей большинство в парламенте, пригрозили расследованием за препятствование аресту президента. Позже полиция возбудила дело против начальника охраны президента и его заместителя по подозрению в противодействии органам власти при исполнении.

Конституционный суд республики проведет первые устные прения по делу об импичменте президента 14 января.