Россия прекратит поставки газа в Молдавию с 1 января. «Газпром» объявил, что Кишинев больше не сможет получать газовые поставки, поскольку «Молдовагаз» не погасил задолженность перед российской компанией. Заявлено, что попытки урегулировать вопрос натыкались на отказ молдавской стороны исполнять свои платежные обязательства. В компании заявили, что оставляют за собой право требовать возмещения убытков и уплаты штрафов за неисполнение обязательств по контракту со стороны «Молдовагаза».

Комментирует эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Дело в том, что Молдавия и Приднестровье имеют один контракт на поставку газа, и поэтому, если бы Россия хотела бы, например, снабжать газом Приднестровье, где живут российские граждане и которые важны с военно-политической точки зрения для Москвы, то надо также решить вопрос и с Молдавией, той территорией, которая подконтрольна Кишиневу. И для этой цели есть вариант — либо продлить транзит газа через Украину, то есть в том или ином варианте договориться о какой-то юридической форме, чтобы транзит продолжался, либо нужно поставлять газ обходным путем, через «Турецкий поток», и, соответственно, газопроводами Балканского полуострова, есть, например, Трансбалканский газопровод, который работает в реверсном режиме. Это нужно обо всем договариваться, нужно, чтобы свободное место было в «Турецком потоке», свободное место было во вводной сети Балканского полуострова, это все требует усилий, и все это требует еще и желательно, чтобы Молдавия погасила свой долг. Пусть это долг за ту часть, которую потребляет именно территория, подконтрольная Кишиневу, но тем не менее нужно его погасить либо хотя бы заключить какое-то соглашение, которое предполагало бы сроки погашения и схему, дорожную карту погашения хорошо бы иметь в виду, но пока что ее нету. Пока что каждая из сторон пытается эскалировать, и заявления жесткие, звучащие со всех сторон, нужны для того, чтобы укрепить переговорную позицию. Это не значит, например, что если «Газпром» говорит, что он прекратит поставки, что он обязательно именно прекратит поставки, — он скорее посылает сигнал, что если Молдавия правильно будет себя вести, в том числе в вопросах погашения долга, то договориться получится. Если же Молдавия будет упорствовать, ну, тогда ей придется проверить евроинтеграцию на реальную солидарность, насколько эта евроинтеграция реализуется в снабжении Молдавии газом и электричеством со стороны соседних стран Европейского союза».

Власти Молдавии в ответ заявили, что намерены оспорить решение «Газпрома» в международном арбитраже. Кишинев вновь подчеркивает, что он не признает долг перед «Газпромом» за поставленное топливо. Ранее российский гигант оценил сумму задолженности в 700 млн долларов.

Оценки, которые озвучиваются проевропейской частью молдавского общества, приводит политолог, директор Института эффективной политики в Кишиневе Виталий Андриевский:

Виталий Андриевский политолог, директор Института эффективной политики в Кишиневе «Приднестровье останется без тепла, без горячей воды останется, но с электричеством — у них есть запасы угля примерно на 40 дней. Электричество будет. Второе: Молдова останется без электричества с Приднестровья, но будет получать электричество с Румынии, оно будет дороже, но электричество все же будет, возможно, с перебоями. Могла Россия решить эту проблему — да, могла, есть поставки газа через «Турецкий поток» и Балканский коридор, отработан, уже был тестовый проект, Молдова брала оттуда газ, вполне могла Россия решить. Но она не хочет решать эту проблему, потому что у нас в следующем году парламентские выборы, и Россия хочет изменить немножко ситуацию, поменять власть, чтобы вместо проевропейской пришла пророссийская власть. Это самая обсуждаемая тема сегодня, все пророссийские политики, партии убеждают общество, что виновата Молдова и виновата Украина, что Россия не несет никакой ответственности. Но в целом в обществе есть понимание, что не было бы никакой проблемы, если бы Россия перенаправила потоки через Турецкий и Балканский коридоры».

В декабре сначала в Приднестровье, а затем и в Молдавии были введены режимы чрезвычайного положения в энергетике.

Тирасполь, поставляющий на правый берег Днестра электроэнергию с Приднестровской ГРЭС из российского газа, запретил своим компаниям экспорт электричества. Кишинев, заранее перешедший на закупки газа с других направлений, попробует обеспечить себя электроэнергией за счет импорта из Румынии.