Весь 2024 год «Бизнес FM» рассказывала истории бизнеса о том, как трудно стало переводить деньги в Китай и Турцию. Местные банки массово стали отказывать российским компаниям в обслуживании платежей с самого начала года. Причем касалось это и санкционных, и несанкционных поставок.

В течение года ситуация несколько раз менялась: были и улучшения в преддверии встреч российских политиков с китайскими и турецкими коллегами, и, наоборот, ухудшения, когда визит в эти страны наносили американские власти. Но варианты для расчетов все-таки остались. И появились новые.

«Бизнес FM» попросила бизнес подвести итоги: какой способ для платежей удалось найти, помог ли филиал ВТБ в Шанхае и какие проблемы остаются?

Гендиректор компании — поставщика стройматериалов Oman Владислав Смирнов:

«Основные наши направления переводов валюты — это Евросоюз, Польша, Чехия. После ухода Райффайзенбанка нам с трудом удалось найти банк, который сейчас осуществляет переводы в евро. Несколько раз у нас отменяли запланированные поставки, то есть грузовик приезжал, ждал и разворачивался — наши партнеры не видели денег. Иногда платеж отправляем, и два-три раза он возвращается. В основном проблемы решаем, потому что нашей компании более 20 лет, и все руководители, владельцы заводов-поставщиков — наши давние партнеры. За эти годы было много сложных моментов, и появилось доверие со стороны наших партнеров. Если бы мы решили начать заниматься бизнесом сейчас, было бы, конечно, сложно».

***

Руководитель внешнеэкономической деятельности мебельной компании ZAMM Всеволод Никитин:

«Мы не перекладываем моментально на наших клиентов все изменения валюты или удорожание логистики. Мы можем где-то немного терять на маржинальности, где-то выходить обратно на нужный уровень. Способ переводов мы использовали один: переводы через третьи страны. Время от времени появлялись различные варианты, которые, на мой взгляд, не стоили лишней суеты. Под конец года начинают проявляться более понятные пути. «ВТБ Шанхай», например, уже многими опробован и успешно работает, хотя больших преимуществ перед переводом через третью страну он не имеет, потому что по сроку и по комиссии пока что получается почти то же самое. Сейчас рассматриваем открытие счета ICBC Russia, и наши китайские партнеры тоже готовы нам в этом помогать, если этот путь докажет свою стабильность и скорость. Также наши партнеры часто готовы частично взять на себя комиссию, которую мы платим за переводы. Мы действительно надеялись на создание новой платежной системы БРИКС после встреч политиков, но, как известно, на политиков надейся, а сам не плошай. Пока что в этом направлении мы видим, что продвижений нет, и не ждем пока развития».

***

Руководитель компании «Мастерпроф» Павел Брун:

«Агенты сейчас постепенно начинают повышать ставки, потому что им все сложнее переводить деньги в Китай. Все-таки ограничения усиливаются. Кто-то увеличивает комиссии — 4,5%, 5%, 5,5% от суммы платежа, кто-то увеличивает минимальные суммы. Минимальная комиссия, то есть независимо от того, какая у тебя сумма перевода, не меньше 300-500 долларов. Что касается альтернатив агентам, они начинают появляться, некоторые банки уже заявляют, что у них какие-то продукты появляются — более дешевые, чем агентские схемы, это уже и 3,5%, есть некоторые тестовые программы у ВТБ, если контрагент в Китае, «ВТБ Шанхай» открыл счет, можно попытаться перевести за 2,5%. Но до недавнего времени было 4%».

Сколько денег за год ушло на обслуживание зарубежный платежей, посчитал гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло:

Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптимальная логистика» «Я бы разделил эти платежи на две части: платежи за товары и платежи за услуги. Потому что мы пользуемся в том числе услугами транспортных компаний, складов, таможенных компаний в Турции и в Китае. Трансграничной возможности по платежам за услуги с Турцией нет, поэтому мы платим за услуги через наши компании, которые открыты в Казахстане. Что касается Китая, трансграничная возможность по платежам за услуги у нас остается: около 20% случаев мы можем оплатить прямым трансграничным платежом, но, к сожалению, 50% этих трансграничных платежей возвращаются. Если мы говорим про прямые трансграничные платежи в Китай и если они доходят, то, к сожалению, сами банки, исполняющие эти платежи, к коим мы относим Юникредит банк, очень здорово подняли комиссии: одна транзакция сейчас 100 тысяч и 600 долларов, максимальная комиссия за оплату и 0,5% или 0,8% — валютный контроль. Если, например, вы переводите за стоимость услуг 10 тысяч долларов, представьте себе, почти 12% надо заплатить за сам платеж. Поэтому мы пытаемся аккумулировать и отправлять большими суммами. Что касается несанкционных товаров, мы даже платили напрямую в Европу и продолжаем платить там, где это возможно. Что касается товаров, поставляемых из Китая, в основном сейчас мы закупаем через третьи страны. Потери примерно от 3,5% до 5,5%. Если мы говорим про Турцию, тут потери примерно от 4% до 6%, несколько побольше, потому что с Турцией нет прямой трансграницы, приходится все закидывать через платежных агентов. Если в 2021 году все транзакционные издержки укладывались у нас от 7 млн до 8 млн рублей в год, сейчас транзакционные издержки — от 8 млн до 12 млн ежемесячно. Это более миллиона долларов в год».

Глава Минфина Антон Силуанов ранее высказался, что между Россией и другими странами уже налажены платежи в биткоинах и других цифровых валютах. Это было сделано в том числе благодаря закону о легализации майнинга в РФ. Возможности для таких оплат действительно появились, рассказывали собеседники «Бизнес FM». И в наступающем году министр финансов ждет, что их станет еще больше.