Новогодний туристический поток в Анапу сократился на фоне катастрофы с разливом мазута. Правда, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), отмены бронирований некритичны — 2-3%, и это в пределах нормы. А вот Альянс турагентств называет более внушительную цифру: 90% отмен бронирований отелей на новогодние праздники.

Каким цифрам верить? И что действительно происходит с туризмом в Анапе на фоне борьбы с последствиями разлива нефтепродуктов?

Анапа, хоть и круглогодичный курорт, зимой не так популярна, как Геленджик и Сочи.
Но туристы ездят туда за лечением в санаториях, прогулками по набережным, поездками на винодельни. И еще одна местная зимняя фишка — стаи лебедей в море. Сейчас, правда, птиц из-за мазута почти не осталось, а воздух на загрязненных пляжах настолько ядовитый, что дышать им можно только через специальные респираторы. Это и есть главная причина массовых отмен бронирований, говорит вице-президент Альянса турагенств Алексан Мкртчян. Он подчеркнул, что речь идет не обо всех туристах:

— Есть же многие люди, за которых платят предприятия, профсоюзы. Естественно, эти люди не аннулируются. Речь идет о тех людях, кто свои кровно заработанные деньги тратит. Ну какая главная цель поездок зимой на Черное море, когда купаться невозможно? Главная цель — это погулять по пляжам, по набережной, подышать морским воздухом. Есть вторичные цели: пойти в спа-центр, процедуры получить, покупаться в бассейне подогреваемом. Если нарушается главная цель — а она явно нарушена: на пляжах Анапы не погуляешь сейчас, — то вторичные цели отходят на второй план. Джемете, Витязево, Благовещенка, там, где сосредоточено 80% отелей, там же не погуляешь. И люди абсолютно справедливо хотят поехать вместо Анапы в тот же Геленджик. Мы видим, очень массово перебронируются в Туапсинский район, в Сочи, в Крым кто-то меняет направление. По внутренним данным мы это видим, естественно.

— Данные альянса?

— Ну, это на самом деле так, просто я именно наши цифры вижу. Понятно, что мы не видим цифр, например, я думаю, действительно, не то что 1-2%, а, наверное, 0% аннуляции, когда за тебя платят. Ну, то есть это не твои деньги.

Совсем другие данные у Ассоциации туроператоров России. Отмен всего 2-3%, что есть по другим внутренним направлениям. Даже если учитывать социальные путевки от собеса или профсоюзные туры от предприятий, разница между данными двух крупных туристических организаций неприлично большая.

Более того, на фоне отмен есть и новые бронирования Анапы на новый год и их намного больше, чем отмен, говорит генеральный директор турфирмы «Дельфин», вице-президент АТОР Сергей Ромашкин:

Сергей Ромашкин вице-президент Ассоциации туроператоров России, генеральный директор турфирмы «Дельфин» «Мы проанализировали аннуляции за последнюю неделю, я это сделал в своей компании, и мои коллеги по Ассоциации туроператоров посмотрели, мы сверили цифры — 98% туристов планируют ехать и ничего не аннулируют. Более того — продолжается и бронирование новогоднего периода, скажем, по вчерашнему дню у меня, по-моему, шесть человек аннулировались и 13 человек пришли новых. Темп нового бронирования закрывает все потери, которые мы получили, например, за вчерашний день».

По словам Сергея Ромашкина, туристы зимой едут в Анапу скорее за хорошей погодой, развлечениями в отелях, достопримечательностями, море уходит на второй план. Туристы живут тут городской жизнью, в Анапе для этого все имеется. Рестораны работают, крытые бассейны действуют, а запах мазута в городе не ощущается, говорит владелец отеля в Анапе Пантелей:

— Пару дней, как по некоторым пляжам ходим, где уже убрали несколько дней назад, уже запах моря. Если подходишь близко к кромке, если там лежит мазут, там был запах, но там, где убрали, буквально пару дней, все, запах исчезает.

— В самом городе не было запаха?

— Нет, 20 метров отходишь оттуда, уже его нет. С пляжа выйдешь, и уже запаха нет. Я свой отель тоже сдал под волонтеров, бесплатно их разместил, ребята живут, они рассказывают, что по пляжам уже ездим.

— Как с кафе, ресторанами сейчас дела в связи с событиями?

— В Анапе сейчас много народа, волонтеры приехали, думаю, что не то что закрываются, а, наверное, даже кто-то, может, и открывается, но закрываться точно никто не закрывается, город живет своей жизнью.

Больше, чем новогодние отмены, местных представителей туротрасли беспокоит предстоящий летний сезон. По данным той же АТОР, бронирование на лето из-за катастрофы замедлилось. Туристы заняли выжидательную позицию. Не спешат ни с новыми бронированиями, ни с аннуляциями. Смотрят, как движется ситуация с расчисткой пляжей и морского дна. Решение о покупке тура откладывается примерно до весны. Но продажи туров в детские лагеря, которые считаются флагманским направлением Анапы, начнутся намного раньше, уже в январе-феврале. Тогда и станет понятно, насколько существенно повлияла ЧС с разливом мазута на летний сезон.

МЧС и волонтеры спасают птиц и пляжи Анапы. Фотоистория BFM.ru: