«Яндекс» купил сервис аренды зарядных устройств «Бери заряд!». Сумма сделки не раскрывается. Ранее «Коммерсантъ» со ссылкой на источники писал, что сервис во время переговоров оценивал себя в 3,2 млрд рублей. Но источник «Ведомостей», знакомый со сделкой, сообщил, что бизнес был куплен по более высокой цене.

Как отмечает IT-компания, сервис станет частью нового бизнес-направления «Яндекс Go», которое объединит все арендные продукты «Яндекса» — каршеринг, аренду самокатов и велосипедов. При этом сотрудники «Бери заряд!» продолжат работать под новым руководством.

Комментирует генеральный директор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков:

— На мой взгляд, данная сделка ложится аккуратно в то направление, которое есть в компании «Яндекс»: прокат самокатов, каршеринг, теперь это прокат пауэрбанков. Вполне вероятно, что компания будет расширять возможности своей экосистемной подписки, предлагая определенные скидки, набор услуг по сниженной цене.

— А вообще это популярный сервис, пользуется спросом?

— Все зависит от множества факторов. То есть если мы берем коронавирус, то это был убыточный сервис, потому что ТРК были закрыты и заряд был никому не нужен — это раз. Второй момент: договоренности с точками — это хорошо, но, по сути, «Яндексу» ничего не мешало, на мой взгляд, сделать это самостоятельно, все возможности у них были, и тогда бы вместо покупки компания потратила бы на это гораздо меньше денег, но это заняло бы время.

«Яндекс» отмечает, что в рамках задач нового бизнес-направления в «Яндекс Gо» компания расширит географию и увеличит число зарядных станций. Определить такие локации помогают технологии прогнозирования спроса и анализа транспортных потоков. Компания также добавила, что будет привлекать новых партнеров на условиях франшизы.

Покупка «Бери заряд!» — инвестиция для компании и еще один рекламный инструмент, полагает гендиректор группы компаний ComNews Леонид Коник:

Леонид Коник генеральный директор группы компаний ComNews «Скупив полностью множество онлайн-сервисов, «Яндекс» явно взялся за те сервисы, которые находятся на границе между онлайн- и офлайн-мирами. И сделка по полной покупке «Бери заряд!» — это яркий пример именно такого типа сделок. Едва ли сумма этой сделки была больше 5 млрд рублей. С точки зрения «Яндекса», очевидно, что онлайн-мир не существует исключительно как стеклянный шар где-то далеко, он имеет смычку с реальным миром. И эти смычки «Яндекс» последовательно покупает, начиная с создания сервиса «ЯндексТакси» и заканчивая в данном случае сервисом «Бери заряд!». Едва ли этот сервис принесет огромный доход, кроме того, горизонт жизни подобного сервиса явно конечен — можно вспомнить, как лет десять назад в России развивались сети платежных терминалов, когда у россиян было не очень много банковских карт на руках. И такие сети, как платежные терминалы Qiwi, распространились как чума и холера и имели очень большую капитализацию. Сегодня мы едва ли можем найти подобные терминалы на улицах любого города России просто потому, что все платят в онлайн и банковскими картами. Та же самая история и с сервисом «Бери заряд!»: он существует до тех пор, пока технологии не позволяют создать аккумуляторную батарею смартфона, которая гарантированно живет хотя бы сутки. Думаю, что горизонт появления подобных аккумуляторных батарей — это года два-три, после чего подобные сервисы начнут отмирать. Тем не менее для «Яндекса» этот срок позволит вернуть вложенные инвестиции и, главное, — увеличить свое визуальное присутствие, что важно для компании, которая хочет быть цифровым помощником для людей абсолютно в каждой или почти в каждой жизненной ситуации».

В ближайшие два года фирма вложит в распространение зарядных станций более 2 млрд рублей. Аренда пауэрбанков появится в «Яндекс Go» в первом квартале следующего года, отмечает компания.