Выживший в катастрофе самолета Embraer в казахстанском Актау заявил, что до крушения слышал громкий хлопок, похожий на взрыв. Об этом РИА Новости сообщил родственник выжившего пассажира.

Авиакомпания Azerbaijan Airlines приостановила выполнение рейсов из Баку в Грозный и Махачкалу и обратно до завершения расследования. На первых фото и видео с места катастрофы на фюзеляже видны множественные отверстия. Их происхождение неясно. Расследование продолжается.

При крушении погибли 38 человек, сообщили власти Казахстана, в том числе оба пилота. Ранее были сообщения, что в катастрофе выжили 32 человека, в том числе десять россиян. По данным местного МЧС, 29 пострадавших госпитализированы.

Летевший из Баку в Грозный самолет Embraer 190 потерпел крушение утром в пятницу рядом с аэропортом «Актау» в Казахстане. На видео от очевидцев лайнер в последние минуты летел уже с выпущенными шасси, но до аэродрома не дотянул. С креном на нос и правое крыло он упал в поле и сразу загорелся. Экипаж, как показали карты Flightradar, делал несколько кругов перед посадкой — очевидно, вырабатывал топливо, и большого взрыва и сильного пожара на земле удалось избежать. На видео у самолета нет шлейфа из дыма или каких-то видимых повреждений. После удара самолет развалился на две части, они разлетелись на 300 метров. По данным оперштаба, выжили в основном пассажиры из хвоста.

Появились видео от очевидцев и до, и после крушения внутри самолета: хвост после отделения перевернулся, и пассажиры оказались вверх ногами. Несколько обстоятельств — ремни безопасности, выработанное топливо, тот факт, что самолет не пикировал, а заходил на посадку, наконец, нахождение в хвосте — спасло жизнь половине пассажиров. Продолжает член комиссии при президенте России по вопросам развития авиации общего назначения заслуженный пилот России Юрий Сытник:

Юрий Сытник член комиссии при президенте России по вопросам развития авиации общего назначения, заслуженный пилот России «Мне кажется, он пытался заходить на посадку, но без работающих двигателей, потому что довольно отвесное пикирование для сохранения скорости, немножко промазал мимо полосы, стал разворачиваться, значит, все-таки direct mode — ручное управление — работало, то есть самолет управлялся. Он не переворачивался, сильно он не кренился, он с нормальным креном, там более 45 градусов, но все равно пытался вернуться, это говорит о том, что он управлялся. А то, что не долетел до полосы 500-800 метров, говорит о том, что высоты не хватило, а двигатели не работали. Если бы двигатели работали, тогда он мог бы выполнить нормальный заход на посадку. Но то, что он пытался сесть на аэродроме, тоже понятно, потому что шасси были выпущены. При посадке вне аэродрома шасси не выпускаются, потому что посадка на фюзеляж, на брюхо самолета, более безопасна, чем с выпущенным шасси, это тоже аксиома. Если он доложил, что с птицами столкновение произошло, это скорее не одна птица, а стая. Два двигателя вышли из строя, раз два двигателя вышли, тогда автоматика не работает, значит, он остался на ручном управлении. Вполне возможно, что были птицы».

Пункт назначения — аэропорт Грозного, — как сообщалось, не смог принять самолет из-за тумана, поэтому борт был перенаправлен сначала в Махачкалу, а затем в казахстанский Актау. В оперативных службах заявили, что самолет пытался сесть в ручном режиме после отказа автоматических систем. Приоритетная версия — столкновение с птицами. Но также звучала версия о взрыве кислородного баллона на борту.

Некоторые СМИ обращают внимание на то, что примерно в то же время, когда возникли неполадки у самолета, Чечня подверглась атаке дронов. Глава Совбеза Чечни сообщал об их уничтожении. Также сообщалось о падении дрона в городе Малгобек в соседней Ингушетии.

В это же время произошел взрыв в торговом центре «Алания Молл» во Владикавказе, как заявили власти, из-за падения обломков дрона. Аэропорт «Владикавказ» в Северной Осетии приостанавливал работу, как заявлялось, из-за непогоды. И наконец, на месте катастрофы очевидцы сняли повреждения в виде множественных отверстий разных размеров на фюзеляже самолета. Впрочем, такие дырки могли появиться по другим причинам, говорит директор по развитию компании «СВ-чартер» Сергей Вехов:

Сергей Вехов директор по развитию компании «СВ-чартер» «То, что там вот эти отверстия в фюзеляже похожие, я так понимаю, что если произошел взрыв баллона, или взрыв двигателя в результате попадания птицы, или при разносе движка, то есть, когда разлетаются от него его детали, лопатки, там двигатель вращается с огромной скоростью, то это примерно так и выглядит. Я не думаю, что это какая-то там зенитная ракета или что-то такое. Ну, следствие покажет, конечно, теракта не вижу. Это точно не из салона сто процентов, потому что видно, что это входящие отверстия, внешние входящие, то есть сколотая краска, продавленная внутрь обшивка. То есть это, скорее всего, при взрыве двигателя такое бывает. Это может быть одна из причин, почему самолет так плохо управлялся».

Сформирована комиссия по расследованию катастрофы. О причинах крушения следователи будут судить по данным бортовых самописцев. Обычно на их расшифровку нужно несколько суток.