Дмитрий Чернышенко предложил выдавать премии учителям за успехи учеников
По словам вице-премьера, инициатива прорабатывается, а в 2025 году ее пропишут в Стратегии развития образования до 2036 года. Что считать выдающимися успехами школьников? Нужна ли такая премия учителям?
Читать на полной версииУчителя будут получать премии за выдающиеся успехи своих учеников. Об этой инициативе рассказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Она только прорабатывается, в следующем году ее пропишут в Стратегии развития образования до 2036 года.
«Здесь крайне важно настроить справедливую систему, которая бы действительно отражала такой вот характер отложенного вознаграждения за результат», — сказал Чернышенко в интервью РИА Новости.
Что считать выдающимися успехами школьников? Нужна ли такая премия учителям? Такие вопросы «Бизнес FM» задала преподавателям столичных школ:
Руководитель тьюторской службы и учитель литературы школы «Сколка» Денис Подкопаев:
«Давайте представим себе девочку Машу, которая готовится к олимпиаде по литературе. И ресурс ее подготовки очень разнообразный, она учится в школе, посещает сборы олимпиадной команды, у нее есть репетитор, онлайн-курсы, плюс она самостоятельно готовится, читает. Потом она занимает первое место. Чей успех? Мне кажется, что девочки Маши в первую очередь, хотя каждый из людей, который ее окружал, внес свою лепту. Если отнестись топорно к этой новости, то получится, что учитель, который достался девочке Маше в школе, которую она посещает, должен получить какое-то вознаграждение. А что, если он вообще палец о палец не ударил, чтобы девочка Маша заняла первое место на олимпиаде, но она сама очень сильно постаралась. Все, что касается поощрений, оно ведь работает, есть внутренний KPI, при выполнении которых сотрудник образовательной организации получает премию. Это могут быть отличные оценки, результаты внутреннего мониторинга, оценки удовлетворенности родителей и учеников работой школы, чем угодно. Субсидирование муниципалитета тоже работает в той или иной степени: например, почему за олимпиадников так конкурируют образовательные организации? Потому что это тоже отражается на рейтинге, на успехе, так или иначе это отмечается и поощряется. Поэтому дополнительного поощрения, может быть, не нужно или нужна принципиально понятная система, которая бы предупредила о риске, связанном с любыми благими намерениями. Есть риски и завышения отметки, и неприятной олимпиадной гонки для тех людей, которые не заинтересованы изначально в олимпиаде. Словом, инициатива интересная, но непростая».
Учитель информатики одной из московских школ Евгений:
— Учителям платят за успешную сдачу ЕГЭ детьми, за 83 балла определенная сумма, за 90 баллов тоже определенная сумма, это касается учителей-предметников. История интересная и мотивирует учителей этим заниматься, ее имеет смысл оставить, потому что учителя работают в ином темпе, когда у них перед глазам энная сумма выплат на летние месяцы, когда мы сидим без денег. Касаемо олимпиад и прочих общешкольных выступлений, это не очень правильная история, потому что олимпиада — это заслуга всей школы, если будет получать классный руководитель, допустим, потому что у них, как у нас бывает, один ребенок какой-нибудь умный или два, их пихают по всем возможным олимпиадам, то есть классный руководитель молодец и весь такой хороший, а учитель-предметник, который его подготовил и вывел на общегородскую олимпиаду, просто работает и все.
— Какие еще варианты могут быть, красные дипломы?
— Красные дипломы — это вся школа на это работала, чтобы один человек получил красный диплом, там нельзя не учитывать учителей начальной школы, которые дали ему мощную базу, которая ему помогла в математике в средней и старшей школе, то есть всех учителей надо за это благодарить, а не отдельных, с ЕГЭ интересно, остальное не очень.
Заместитель директора одной из московских школ Татьяна:
«Если нет мотивации, то тяжело реализовываться. Профессия наша такова, что мы должны стараться находить подход, ключик к любому ребенку или к коллеге, потому что иногда и коллеге нужна мотивация принять участие в том или ином конкурсе профессиональном, потому что это всегда сложно, большая нагрузка, а все-таки участие в разного рода конкурсных мероприятиях — большой и серьезный труд. Мы давно уже задумались и пытаемся реализовывать поддержку тех учителей, чьи воспитанники показывают хорошие результаты, добиваются этих достижений, становятся призерами, а это победители олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций. Это выражается не только в денежном вознаграждении, но и очень часто ласковое слово кошке приятно, как говорится».
В разных регионах есть свои системы премирования учителей за победы школьников в олимпиадах и высокие баллы на ЕГЭ. Как отмечает «Российская газета», в Саратовской области и Башкирии преподаватели выпускников-стобалльников получают дополнительно по 50 тысяч рублей. А в Краснодарском крае, в Крыму и Тюмени — по 100 тысяч рублей.