Обновлено в 20:30

Российский сухогруз Ursa Major затонул в международных водах Средиземного моря. Об этом сообщили в российском МИД. 14 членов экипажа спасены, они доставлены в испанский порт Картахена. Два человека пропали без вести. Все члены экипажа — граждане России. Сухогруз принадлежит «СК-ЮГ», это дочерняя структура российской оборонной компании «Оборонлогистика».

По данным российского МИД, сухогруз Ursa Major затонул после взрыва в машинном отделении. Это произошло в международных водах между Испанией и Алжиром. В поисках на месте крушения участвовали несколько судов, включая патрульный катер ВМС Испании. Позже в этот район прибыл пришел российский военный корабль, который координировал спасательные работы.

Ursa Major отправился 11 декабря из Санкт-Петербурга во Владивосток. На борту были портовые краны весом 380 тонн каждый, необходимые для расширения терминала во Владивостоке, и 45-тонные люковые крышки для новых ледоколов, предназначенных для работы в российской Арктике.

Можно ли быстро найти замену этому оборудованию? Говорит промышленный эксперт, доктор экономических наук Леонид Хазанов:

Леонид Хазанов промышленный эксперт, доктор экономических наук «Я думаю, что замену им найти можно, вопрос заключается в том, что на это надо и время, и деньги. Люки надо изготовить, краны тоже сделать, особенно краны, даже самые простые, а уж не говоря там о портовых, и времени это занять может очень прилично. Я думаю, что люки, может быть. найти можно где-то за несколько месяцев, достать. А вот с кранами посложнее, они все-таки делаются обычно на заказ под потребности конкретного клиента. И это больше времени займет: изготовление и доставка. То есть это может быть и полгода, и год, но однозначно сказать очень сложно, потому что непонятно, о каких же именно люках идет речь по габаритам и о каких конкретно кранах».

Универсальный сухогруз Ursa Major («Большая медведица» в переводе с латыни) построен в 2009 году в Германии, он был самым крупным во флоте «Оборонлогистики». И, наверное, его крушение — серьезная потеря для компании. Пока непонятно, есть ли смысл организовать операцию по подъему судна, чтобы потом его восстановить. Этот вопрос, вероятно, будут изучать специалисты.

Можно было бы попробовать спасти груз. Но не факт, что и это получится. Продолжает главный редактор газеты «Морские вести России» Анатолий Кузнецов:

Анатолий Кузнецов главный редактор газеты «Морские вести России» «Это литой металл, эти люки. Если на земле-то еле поднимешь. А как оттуда [достать]? Хотя зависит от глубины. Ну и потом, они же там, эти люки в трюме, прикреплены достаточно надежно, потому что предусматривается, что судно может попасть в шторм, чтобы не было смещения груза вправо, влево. Нет, я думаю, это того не стоит. Так же, как и краны, которые ушли на дно. Эти краны на самоходном гусеничном ходу, насколько я мог разглядеть на фотографии. Они были закреплены на верхней палубе и закреплены очень надежно. Они тоже очень тяжелые, кто их вытащит?»

Как крушение российского сухогруза, который вез во Владивосток портовое оборудование и компоненты строящихся ледоколов, повлияет на реализацию проекта Северного морского пути? Мнение ведущего эксперта Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игоря Юшкова:

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Многие арктические проекты получают отсрочку, что называется, сдвигаются вправо. Поэтому потребность в ледоколах и каких-то арктических судах в последнее время становится меньше. Тот же драйвер развития товарооборота по Северному морскому пути, СПГ-проекты «Новатэка», «Арктик СПГ 2» попал под санкции, фактически все новые СПГ-проекты попали под американские санкции, и вот даже первая очередь, которая запущена в эксплуатацию, она сейчас остановлена, потому что просто некуда СПГ этот деть. Потому что никто его, во-первых, не покупает, даже если вы вывезете. Были попытки летом вывезти его, ни один из танкеров не дошел до конечного потребителя и не разгрузился. Вторая проблема — у нас нет танкеров арктического класса, которые работали бы на вывоз продукции «Арктик СПГ 2», поэтому и он попал под паузу, фактически встал на паузу, и проект строительства очередей по сжижению газа в Белокаменке Мурманской области тоже фактически заморожен, поэтому такого грузооборота, как обещали, его нет. Даже майский указ в итоге не выполнен, потому что по майскому указу в 2024 году грузооборот должен был быть 80 млн тонн. Сейчас фактически половина. Есть другие проблемы, которые сдерживают развитие Северного морского пути, и уж потеря какого-то груза, который вроде шел как для атомного ледокола, это не критично».

Следственный комитет возбудил дело о нарушении правил безопасности, повлекшем смерть двух и более человек, после крушения российского сухогруза в Средиземном море.

На момент публикации материала нет никакой информации о том, был ли застрахован сам сухогруз и оборудование, которое он вез из Санкт-Петербурга во Владивосток.