Обновлено в 22:43

Красоту можно только бюджетникам или через прикуриватель. И то не факт. В России начали активно штрафовать водителей, которые вешают на свои машины новогодние гирлянды и ставят на крыши или багажники елки и венки. И при этом по московским дорогам спокойно ездят электробусы и трамваи в гирляндах с крыши до пола и снегоуборочные машины с елками на бортах. Как так?

Красиво, но потенциально опасно. Установку елок, венков и фигурок Деда Мороза на кузове автомобиля ГАИ может расценить как неправильную перевозку грузов. А включение гирлянд — как внесение изменений в конструкцию автомобиля. И в целом тут все по делу. Если неправильно закрепленная елка на скорости прилетит кому-то в лобовое стекло — это действительно опасно. Так же, как есть риск того, что в машине может произойти короткое замыкание, если гирлянда запитана криво. А кого-то такая иллюминация может действительно отвлекать. С другой стороны, витрины магазинов и ресторанов на обочинах тоже сверкают и могут отвлечь. Но такую иллюминацию никто не запрещает. Но больше вопросов вызывает другое. Обычным водителям нельзя, а водителям трамваев, электробусов и уборочной техники можно? Да, можно. Говорит директор Национального общественного центра безопасности движения, руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев:

Сергей Канаев директор Национального общественного центра безопасности движения, руководитель Федерации автовладельцев России «Для этого нужно специальное разрешение. Если автобусные парки или трамвайные парки обращаются с этим в ГИБДД, то ГИБДД согласовывает, и разница лишь в том, что люди, которые прикрепляют на легковом автомобиле, они не получают требуемого согласования, и, естественно, за это выносят штраф».

Однако тут все не так просто. Четыре года назад разработчик ГОСТа для дорожных камер Григорий Шухман уже жаловался на сверкающие электробусы. И тогда в 2020 году ГАИ официально признала это нарушением. И оштрафовала, внимание: водителей электробусов! Хотя они, конечно, решений об украшении транспортного средства сами не принимали. По словам Шухмана, наказали тогда и механиков, выпускавших электробусы с гирляндами в рейс. И он пошел в прокуратуру. Штрафы отменили, но дальше дело не пошло. В отличие от электробусов с гирляндами. Теперь же в Национальном автосоюзе говорят, что обычные водители могут ездить с гирляндами не опасаясь штрафов, если подключат гирлянду к прикуривателю. Но это лишь мнение отдельных экспертов. На практике все может быть иначе, говорит Григорий Шухман:

Григорий Шухман разработчик ГОСТа для дорожных камер «Насчет подключения через прикуриватель это пока, скажем так, мнение некоторых автоэкспертов, которое никакими официальными ответами не подтверждено. Никаких публичных нормативов или указаний нету, есть негласная, очевидно, договоренность не трогать автобусы, а остальные уже на усмотрение. Если инспектор посчитает, что есть нарушения, он, в принципе, может предъявить претензии любому водителю, у которого есть вот такая нештатная иллюминация на машине».

Но есть и стопроцентное решение для любителей украсить свою машину: Деда Мороза с елкой закрепить на багажник на крыше по всем правилам, а гирлянду запитать от пауэрбанка.

Не придерется никто, но и праздника с таким количеством костылей становится как-то меньше. А электробус, видимо, считается огромным пауэрбанком сам по себе.