Обновлено в 15:25

В декабре итальянский банк Intesa Sanpaolo уведомил своих клиентов и контрагентов о том, что перестанет принимать платежи в евро из всех российских банков, кроме собственной «дочки» в России — банка «Интеза». Ограничение вводится с 15 января, пишут «Ведомости».

Операции с евро будут возможны только платежами по счетам в самом Intesa Sanpaolo, в его «дочках», а также в банках, расположенных на территории Италии. Intesa — один из немногих иностранных банков, который продолжил работу в России. Как и Unicredit с Райффайзенбанком, российские импортеры и экспортеры используют его для расчетов с иностранными контрагентами.

Как вводимые ограничения на переводы могут сказаться на международных расчетах? Комментирует адвокат Андрей Гольцблат:

Андрей Гольцблат адвокат «Если мы вспомним, у нас «Райффайзен» ограничил первым платежи в евро, теперь ОТП банк венгерский тоже задерживает платежи очень надолго, иногда они просто не проходят, возвращаются, поскольку комплаенс в этих банках проверяют очень строго. Intesa сейчас приняла формально решение о закрытии своих корреспондентских счетов, что не позволит больше оплачивать товары через российские счета, помимо российского банка «Интеза». Unicredit у нас еще оставался, но он перестал открывать счета юрлицам, и тоже, по информации от моих клиентов, есть задержки с платежами, усложнились вопросы расчетов, тем не менее иногда они проходят, но существенно удлинились сроки. Как решает эти вопросы бизнес? Очевидно, что российским поставщикам надо попросить своих западных поставщиков, которым они оплачивали счета через «Интезу», открывать счета в отделениях банка за рубежом, чтобы можно было продолжать оплачивать стоимость товара, или искать другие варианты расчетов через дружественные страны. Комплаенс, очевидно, пришел к выводу, что, позволяя использовать корреспондентские счета Intesa для расчетов с другими банками, они нарушают какие-то санкции. А теперь, поскольку все сосредоточено только в банках Intesa, они будут четко видеть, кто и кому платит и за что».

От ограничения на валютные переводы для российских клиентов «Интезы» пострадают прежде всего иностранные компании, которые еще пытались сохранить свой бизнес в России, считает независимый финансовый эксперт и инвестор Максим Ульянов:

Максим Ульянов независимый финансовый эксперт и инвестор «Все эти европейские дочки, которые до сих пор остались на российском рынке в том или ином виде, которые находятся под регуляторным давлением, используются для остаточных экономических связей с Европой по несанкционным компаниям и по несанкционным наименованиям продукции. Здесь, скорее, то, что эти дочки перестают проводить какие-то платежи, создает больше неудобств для самих же европейских компаний, которые еще пытаются вести бизнес в России. То есть там достаточно жесткий всегда был комплаенс, и не было такого, чтобы можно было через эти дочки сделать какой-то перевод за продукцию двойного назначения или тем более продукцию военного назначения. Я бы, наверное, воспринимал это как очередной шаг к тому, чтобы задушить любые возможности по трансграничным платежам с западными юрисдикциями, то есть это очень совпадает с последним американским станционным пакетом, который взял и включил в себя кучу мелких банков, которые использовались в том или ином виде для расчетов с международными экономиками. Я думаю, что большинство тех, кто использовали эти банки и продолжают использовать, понимают, что ситуация может измениться в любой момент. Никто не использует эти возможности как основной канал расчетов, поэтому драматичных существенных изменений для российских компаний я не вижу. Тот же удар по Газпромбанку был куда более существенным, чем закрытие трансграничных платежей по «Интезе», и то, если посмотреть, то из этого пресс-релиза остается возможность проводить все равно платежи внутри группы Intesa и на территории Италии».

В декабре 2022 года Frank Media со ссылкой на источники писал, что группа Intesa Sanpaolo пытается договориться о продаже своего дочернего банка в России структурам Газпромбанка. Однако сделка так и не состоялась.

Ранее российская «дочка» Intesa ввела и другие ограничения на пользование евро клиентами из России. В этом октябре банк увеличил плату за открытие счета в евро в десять раз — до 50 тысяч рублей, а неделю назад повысил комиссию для юрлиц и ИП.