Марат Хуснуллин «категорически» недоволен ростом стоимости стройматериалов — с 2021 года они поднялись в цене на 64% в среднем. Об этом вице-премьер рассказал в интервью РБК. Такой рост цен, по его словам, среди прочего это ведет и к росту бюджетных расходов, поскольку страна заказывает стройки на триллионы рублей.

При этом юридического механизма, чтобы повлиять на эту ситуацию, по мнению Хуснуллина, нет. Между производителями нет сговора, поэтому ФАС сделать ничего не может. Комментирует исполнительный директор некоммерческой организации «Союзцемент» Дарья Мартынкина:

Дарья Мартынкина исполнительный директор некоммерческой организации «Союзцемент» «Рост стоимости цемента не является драйвером роста стоимости жилья. Этот вопрос широко обсуждался в текущем году сначала на площадке Общественной палаты, потом Государственной думы, и все эксперты поддержали данные исследований аналитической компании «СМ Про». Эти исследования гласят, что доля строительных материальных затрат, включая стоимость материалов, деталей, конструкций, снизилась с 45% до 27% за последние годы. А доля прочих затрат, то есть стоимости земли, коммуникаций, кредитов и прочих, напротив, возросла на 54%. Рост себестоимости цемента связан с постоянным ростом стоимости услуг естественных монополий. Это ни для кого не секрет, дорожают газ, электроэнергия, услуги железной дороги, горюче-смазочные материалы, уголь. Предприятия цементной промышленности — энергоемкие, капиталоемкие, требуются огромные инвестиции для проведения регулярных ремонтов. Кроме того, возрастают требования экологической безопасности, промышленной безопасности, требования к ассортименту. Это все тоже требует постоянных инвестиций. При этом средняя загрузка в отрасли за последние десять лет составляет не более 60%. Резерв для сдерживания себестоимости цемента — это повышение загрузки в отрасли, то есть нужно больше строить, вести круглогодичное строительство, особенно на государственных стройках».

Марат Хуснуллин признался, что уже несколько раз предлагал ввести госрегулирование цен на стройматериалы. Но коллеги его не поддержали, так как отрасль не консолидирована. Вице-премьер сказал, что, «с одной стороны, я понимаю, что нужно, чтобы рынок работал. Но если рынок нас из года в год начинает на повышенные проценты нагибать, мне это уже не нравится». А платит за все в итоге потребитель, добавил Хуснуллин.

Как можно бороться с ростом цен на стройматериалы и что к этому ведет, говорит гендиректор московской строительной компании ООО «Баутрейд» Алим Иналов:

Алим Иналов гендиректор московской строительной компании ООО «Баутрейд» «Стоимость закупки сырья, покупки оборудования для производства, дефицит кадров, дорожает логистика — как это все может не повлиять на стоимость стройматериалов? Растут не только стройматериалы, все растет по стоимости, потому что где-то чего-то не хватает. У нас тоже есть свое производство, и мы видим, что с 2022 года привезти и купить какое-то оборудование — а оно в основном импортное, в России нет такого оборудования для производства — стало гораздо сложнее. Тут и санкции влияют, большинство станков, какими бы они ни были, попадают в категорию двойного назначения, соответственно, их приходится возить окольными путями, доставка их сильно дороже, сложнее, поэтому обновление парка оборудования на производстве — процесс дорогой и сложный. Это тоже сказывается на том, что мощностей не хватает на производстве, я уже не говорю о том, что есть план расширить производство, а расширить нечем. Здесь государству надо не давить, не пытаться как-то регулировать, а помогать расширять мощности, помогать открывать производства для удовлетворения того спроса, который есть сейчас».

О том, почему регулировать рынок стройматериалов бесполезно, говорит член совета директоров инвестиционной платформы Simple Estate Артем Цогоев:

Артем Цогоев член совета директоров Simple Estate «Рынок не консолидирован, с точки зрения антимонопольного ведомства регулировать этот рынок возможно. Государство может регулировать все, что захочет, в том числе цены на продукты питания, стройматериалы. Вопрос заключается в том, что, если судить по мировой практике, это неэффективное решение, потому что государственное регулирование, ограничение цен в конце концов приводит к тому, что производители перестают выпускать эти товары на рынок, что приводит к дефициту, росту цен, появлению теневого рынка и так далее. Государственное регулирование цен на стройматериалы и любые товары и услуги приводит к тому, что цены растут. О прямом госрегулировании говорить, наверное, не приходится».

За последние три года Минпромторг и ФАС несколько раз пытались повлиять на рост стройматериалов в цене. В частности, Минпромторг проводил встречи с производителями металла, пытаясь убедить их снизить наценку на арматуру. По этой же причине Минстрой позже обращался и в ФАС. В министерстве отмечали, что стоимость некоторых материалов зависит от падающего курса рубля.