Путин подвел итоги года. Комментарий Георгия Бовта
Большая пресс-конференция состоялась 19 декабря в Гостином Дворе. На что стоит обратить внимание в выступлении Владимира Путина?
Читать на полной версииВ четверг, 19 декабря, в Москве в Гостином Дворе состоялась ежегодная прямая линия и пресс-конференция главы государства «Итоги года с Владимиром Путиным».
На сей раз было довольно мало вопросов с мест, в которых обычно содержались жалобы на те или иные недоработки региональных властей или же просьбы решить ту или иную личную проблему. По-своему жаль, что этот жанр был практически полностью поглощен за счет вопросов от профессиональных журналистов из зала. Все-таки в формате прямой линии и в общении с людьми из провинции, пусть даже и подготовленных специально, на фоне специфики провинциальной жизни была своя непередаваемая живинка.
В ходе ответов на такие немногочисленные вопросы президент с ходу решил проблему предоставления гражданства репатрианту из Германии в Тарусу, дал понять, что лимитов по семейной ипотеке быть не должно, поддержал идею установить паузу в несколько часов или дней перед выдачей кредитов на крупные суммы для борьбы с телефонным мошенничеством. Также можно надеяться, что теперь-то уж будет решена проблема с неожиданно возникшим дефицитом физраствора, а пациентам конкретной поликлиники в Нижегородской области не надо будет занимать очередь до семи утра в майский день, чтобы записаться на прием в августе.
Предсказуемо часто поднималась тема СВО. По понятным причинам Путин не дал ответа о временных рамках ее окончания, не назвал он и конкретной даты освобождения Курской области. Но подчеркнул, что ход боевых действий складывается в пользу российской армии. Он подробно остановился на теме возможной заморозки конфликта. Но идея остановиться даже на короткое время — тут он упомянул соответствующие предложения турецкого президента и венгерского премьера — ему не близка. Путин считает, что это будет на руку противнику, поскольку он сможет за это время закрепиться на рубежах, пополнить свои ряды и запасы вооружений.
Попутно президент напомнил противникам о существовании ракеты средней дальности «Орешник», предложив устроить своеобразную ракетно-технологическую дуэль: мол, вы поставьте силы ПВО и ПРО в районе Киева и попробуйте сбить. Пассаж, явно рассчитанный на цитирование в западных массмедиа. В том числе в увязке с утверждениями российского президента, что силы ПРО, развернутые в Румынии и
Польше американцами, не смогут противостоять российским ракетам.
Путин был подчеркнуто спокоен и расслаблен. Даже, казалось, временами добродушен. Его раздражение не вызвал ни один вопрос, в том числе поступивший от представителей недружественных государств. Американского журналиста он даже попросил задать дополнительные вопросы, если тот хочет. Тот же попросил узнать о судьбе пропавшего несколько лет назад в Сирии американского журналиста, а заодно дать оценку произошедшего в этой стране. Тем самым как бы была отмечена некая гуманитарная составляющая в отношениях с Америкой. Последовал и очередной позитивный пассаж в адрес Трампа, с которым, как сказал Путин, он не разговаривал больше четырех лет, но с которым у них будет о чем поговорить. И совсем уж неожиданно прозвучала довольно теплая оценка поступка Байдена, помиловавшего своего сына. Словно провожая уходящего американского президента, Путин заметил про него, что тот оказался больше человеком, чем политиком. Есть ли это признание того, что поведение Америки касательно СВО могло быть куда жестче?
Путин не позволил себе никаких особо резких выпадов в адрес Запада. Более того, неожиданно, отвечая на вопрос китайского корреспондента, положительно оценил вклад антигитлеровской коалиции в победу во Второй мировой войне. А ведь еще 9 мая, выступая на параде Победы, он ни словом не упомянул союзников СССР. Наоборот, отметил, что тогда Советский Союз фактически воевал против всей Европы.
Касаясь ситуации в Сирии, Путин был предельно дипломатичен и осторожен, не делал резких выпадов против какой-либо стороны конфликта и никак не оценивал итоги правления Башара Асада. Даже назвав Израиль главным бенефициаром, добавил, что его нынешнее вторжение в Сирию продиктовано интересами безопасности. Упомянув друзов, обратившихся к Израилю с просьбой принять их в состав своего государства, он дал понять, что они имеют право апеллировать к Уставу ООН и праву наций на самоопределение. Дескать, не все границы нынче нерушимы. Надо полагать, что и Турция, атакующая сирийских курдов, тоже имеет право защищать свою безопасность. Однако Путин вспомнил и курдский вопрос. Дескать, по итогам Первой мировой войны им обещали собственное государство. Помнится, турецкий президент Эрдоган тоже недавно апеллировал к итогам Первой мировой, которая, по его выражению, определила границы Турции не так, как могла бы. Вот теперь ему и ответили.
Был интересный личный нюанс в ответе Путина на вопрос о том, с кем из покойных лидеров ему было бы интересно поговорить. Ранее, помнится, он пошутил, что после смерти Махатмы Ганди и поговорить-то не с кем. Теперь Ганди уже выпал из списка. Путин назвал трех европейских политиков — Гельмута Коля, Жака Ширака и Сильвио Берлускони. Кажется, в этот момент у него просквозила какая-то ностальгия по тем временам, когда отношения с Западом и Европой были еще нормальными. Незападных покойных политиков не вспомнил никого.
В отличие от многих подобных выступлений Путина, на сей раз никто не спрашивал о его планах на будущее и о том, собирается ли он баллотироваться на очередной срок. Косвенно он сам ответил на непоставленный вопрос, заявив, что воспринимает Россию как свою семью. На кого ж он ее оставит-то.