Фото: Иван Айвазовский «Варяжская сага — путь из варяг в греки», 1876 год

Из варяг в греки   Самый важный транспортный маршрут Древней Руси — Путь из варяг в греки. В «Повести временных лет» приводится его подробное описание. Путь соединял Балтийское и Черное моря и нужен был не только для торговли, но и для организации военных походов. Караваны судов в основном шли по рекам, но в некоторых местах ладьи приходилось тащить волоком. С севера на юг везли мед, воск, меха и моржовую кость, а с юга на север — вина, пряности и ювелирные изделия. Путь из варяг в греки потерял свое стратегическое значение после монгольского нашествия и упадка Константинополя. Но к тому времени свою историческую роль он уже сыграл. Вдоль речного маршрута выросло множество новых городков и городов, а их население незаметно для себя оказалось вовлеченным в важные для древнерусского государства экономические процессы.

Фото: Zhang Xiaoliang/VCG/Visual China/ТАСС

Великий шелковый путь   Первым в истории человечества трансконтинентальным торговым маршрутом стал Великий шелковый путь. Караваны с товарами стали ходить из Китая в Европу и обратно во II веке до нашей эры. Самым ценным грузом той поры был шелк. Перевозить его было удобно — даже длинные отрезы ткани упаковывались очень компактно, и, что важно, материал не боялся перепадов температур и не портился, случайно упав с верблюда. В Европе шелк тогда ценился выше, чем золото. Его меняли на драгоценные металлы, мед и меха. Но межконтинентальное общение несло древней цивилизации не только плюсы. Ведь вместе с товарами расстояние в 12 тысяч километров преодолевали и самые заразные заболевания того времени. Например, именно по Шелковому пути в Европу несколько раз приходила чума.

Фото: Руслан Сулейманов/ТАСС

Суэцкий канал   Знаменательная дата в истории морской торговли — 17 ноября 1869 года, день открытия Суэцкого канала. Водная магистраль соединила Средиземное и Красное моря, сделав путь из Индии в Европу на 15 тысяч километров короче. Огибать для этого весь Африканский континент сразу стало не нужно. Сегодня Суэц обеспечивает 10% глобального морского трафика, за сутки через него проходят около сотни судов. Поэтому, если вдруг в канале застревает контейнеровоз, то последствия этого происшествия потом ощущает на себе вся мировая торговля. Египет, впрочем, делает все, чтобы такие ситуации происходили как можно реже, а лучше — не происходили вовсе. Ведь исправно работающий канал ежегодно приносит стране около 5 млрд долларов.

Фото: dpa/picture-alliance/ТАСС

Панамский канал   Суэцкий канал стал одним из самых выгодных проектов XIX века. Сверхприбыли получили все, кто в него вложился. Поэтому идея строительства нового Панамского канала, который соединил бы Тихий и Атлантический океаны, впоследствии была встречена «на ура». Но в этот раз инвесторов ждало разочарование. Стройка превратилась в грандиозную аферу, деньги вкладчиков разворовывались, даже не достигнув Латинской Америки. Впрочем, со второй попытки, которая случилась через 20 лет и уже в XX столетии, прорыть канал все же удалось. Хотя проект оказался в разы сложнее Суэцкого из-за перепадов высот. Систему шлюзов пришлось буквально прорубать в скалах. Сегодня по Панамскому каналу совершается 5% мировых океанских грузоперевозок. И канал перегружен настолько, что очередь прохода по нему продается на аукционах.

Фото: Азамат Фархутдинов/ТАСС

Северный путь   Северный морской путь через Ледовитый океан связал Европу с Дальним Востоком. Развитие флота атомных ледоколов позволило пользоваться им круглый год. Благодаря этому Северный путь смог конкурировать с торговым маршрутом через Суэцкий канал. Если взять, к примеру, Шанхай, то товары из него через Суэц в Европу приходится везти около 50 дней, а если выбрать путь вдоль арктических берегов России, то этот срок уменьшится почти вдвое. Китайцы оценили собственную выгоду и сейчас модернизируют свой торговый флот для работы в суровых заполярных условиях. Россия же надеется, что рост значения Северного пути поспособствует прогрессу арктических регионов. В ближайшее десятилетие в развитие пути вложат 2 трлн рублей. Средства пойдут на строительство портов, новых ледоколов и других судов ледового класса.

Фото: DPA/ТАСС

Путь благовоний   Благовония — товар, который до нашей эры пользовался в Европе неизменным спросом, был дефицитным и временами ценился буквально на вес золота. Главных сфер применения у благовоний было две. Первая — религиозная. Ритуалы требовали окуривания храмов ароматным ладаном или миррой. Второе назначение — медицинское. Дымом горящих смол пытались лечить самые разные заболевания: от несварения до цинги. В итоге к III веку до нашей эры на мировой карте торговли появился Путь благовоний. Начинался он на юге Аравийского полуострова. Именно там произрастали деревья босвелия и коммифора, из чьей смолы получали ладан и мирру. Оттуда караваны шли в Европу, и за время пути стоимость пахучего товара возрастала минимум в десять раз. Естественно, с развитием судоходства оказалось куда дешевле доставлять благовония по морю.

Фото: Таисия Воронцова/ТАСС

Сибирский тракт   Под Сибирским трактом обычно понимают маршрут из Европейской части России в Сибирь и далее в Китай. Пользовались им по-разному. И для отправки ссыльных на каторгу, и для торговли. Самыми влиятельными людьми на Сибирском тракте всегда были «чайники». Именно так называли купцов, которые промышляли торговлей чаем. Логистика была непростой. Ведь Сибирский тракт в реальности был не дорогой, а скорее общим направлением. В зависимости от сезона и промежуточных точек торговли каждый купец сам выбирал конкретный маршрут, значительная часть которого могла проходить по рекам. Все изменилось в начале XX века, когда была построена Транссибирская железнодорожная магистраль. С той поры пеший сибирский тракт стал не нужен, а бывший ранее очень дорогим чай оказался доступен почти всем.

Фото: IMAGO/Hady Khandani/ТАСС

Виа Марис   Дорога хора — это один из древнейших торговых путей. Он появился еще в бронзовом веке, а свое название получил в честь египетского бога неба, которого изображали с телом человека и головой сокола. Дорога хора связывала север Африки с ключевыми средиземноморскими городами Ближнего Востока. С юга в нее вливались другие важные торговые артерии, а именно — Путь благовоний и Путь специй. Неудивительно, что древние державы вели за контроль над этим сверхприбыльным маршрутом бесконечные войны. Упоминается об этом и в Библии. Имени египетского бога там, естественно, нет, и дорога названа просто «приморским путем». Скорее всего, именно поэтому важнейшая торговая артерия древности на Западе сегодня известна как Виа Марис. Что с латыни переводится как «морская дорога».

Фото: A.Savin/Wikipedia

Соляная дорога   В древности соль была не просто приправой. Она была единственным доступным средством консервации, которое позволяло заготовить продукты на зиму и в неурожайный сезон не умереть с голоду. Поэтому соль ценилась не меньше, чем драгоценные металлы. В Древнем Риме солью даже выдавали жалованье. Поэтому в английском, испанском, французском, голландском и других западноевропейских языках в слове «зарплата» обязательно будет корень «сал», что на латыни означает «соль». Для Рима монополия на этот стратегический ресурс была надежным способом пополнить казну. По территории Апеннинского полуострова проходила так называемая Соляная дорога, или Виа Солярис. По ней населению и доставляли казенную соль. Неудивительно, что именно вдоль этого важнейшего тракта кипела жизнь — появлялись новые крупные ярмарки, поселения и города.