Спрос на курьеров за два года вырос на 97%
Зарплаты доставщиков тоже растут: представители этой профессии могут рассчитывать на 117 тысяч рублей в месяц. На этом фоне многие эксперты стали отмечать перегиб на рынке труда: например, врачи или учителя, как правило, такими зарплатами похвастаться не могут
Читать на полной версииПо итогам 2024 года доставщики вошли в топ-15 наиболее востребованных профессий в России, обогнав инженеров-конструкторов, слесарей и программистов. Спрос на них за два года вырос на 97%, следует из исследования hh.ru.
Чуть раньше о серьезном дисбалансе на рынке труда в России заявлял и руководитель сервиса Superjob Алексей Захаров. По его мнению, ненормально, когда курьер зарабатывает в три-пять раз больше учителя.
Об угрозе курьеров для экономики страны говорил и директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов. А профессор кафедры общественных финансов Финансового университета Сергей Ануреев и вовсе предложил ввести налог на такси и доставку.
«Бизнес FM» спросила представителей бизнеса, как они относятся к ситуации, которая сложилась с курьерами в экономике, а также на городских дорогах и тротуарах.
Руководитель компании «Даталаб» группы компаний «Автомакон» Сергей Бутенко:
«В основном сейчас все обсуждают то, что такое большое количество курьеров — это не очень хорошо и не очень здорово для экономики. Что касается нашего бизнеса, мы также видим большой дефицит кадров в стране и видим определенные проблемы с тем, что молодые люди как раз часто выбирают профессию курьера и все, что связано с доставкой, со сборкой, вместо того чтобы развиваться более глубоко и идти в какие-то более сложные области экономики, которые на самом деле являются двигателями этой самой экономики. В этом-то и проблема: если мы хотим, чтобы наша экономика развивалась устойчиво и здорово, наверное, нужно применять эти знания в более продуктивном для экономики и общества русле. На самом деле нам кажется, что перспективнее, чтобы такую монотонную работу выполнял не высококвалифицированный интеллект, не человек, а скорее искусственный интеллект: роботы, роверы. Мне кажется, что именно за этим будущее».
***
Ресторатор Дмитрий Азаров:
«Любая бурно растущая экономика предполагает развитие всех сфер, мне кажется. Во-первых, тренд на курьерские доставки прослеживается не только у нас в стране. Насколько я знаю, во всем мире он растет. Наверное, будущее курьерских доставок — это автоматизация. Сейчас по городу уже едут роботы, в Америке уже летают дроны. Я думаю, что в недалеком будущем они заменят значительную часть человеческих курьерских доставок. Но в целом я думаю, что это помогает бизнесу развиваться, это нормально, это хорошо. Мне кажется, это тяжелая работа, которая должна высоко оплачиваться. Вы же видели этих курьеров, которые ездят в жутких условиях на каких-то драндулетах. Это и опасно, и сложно, и неприятно, можно сказать. Поэтому подумайте сами: кто-нибудь за маленькие деньги пошел бы на такую работу? Я думаю, что она справедливо все-таки оплачивается. Тем более что те, кто очень много зарабатывает, очень много доставляют. Там же это связано напрямую».
***
Основатель и генеральный директор инженерной и IT-компании «Уралэнерготел» Алексей Бельский:
«В целом, конечно, я не очень доволен тем, что у нас страна занимается курьерской доставкой. Есть, может быть, две закономерности. Первая — это игроки рынка, такие как «Яндекс Лавка» и «Самокат», просто занимают рынок и переплачивают всем за все с целью потом либо зарабатывать, либо податься к кому-то еще, либо захватить рынок, как это сейчас с «Яндекс Такси», потом доминировать, зарабатывать очень много. И тогда это временная ситуация, которая потом скатится. А второй вариант — это так и должно быть, это тяжелая профессия, она очень востребована и должна высоко оплачиваться. То есть это может быть навсегда, хотя я надеюсь, что когда-то потом заменят дроны и как-то еще [доставка] автоматизируется».
При этом все собеседники «Бизнес FM» признались, что сами так или иначе тоже пользуются услугами курьеров. Некоторые, бывает, и по несколько раз в день.