«Росатом» предлагает ввести сбор с грузоотправителей на строительство ледоколов
У госкорпораций не хватает средств на строительство новых ледоколов, но, по словам экспертов отрасли, не хватает и верфей для строительства этих судов, если речь идет о неатомном варианте
Читать на полной версии«Росатом» предлагает ввести сбор на строительство ледоколов с 2028 года, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. Арктический инвестиционный сбор коснется грузоотправителей Севморпути. Деньги планируют направить на строительство ледоколов, так как у госкорпораций на эти цели средств не хватает.
«Росатом» направил свое предложение профильным регуляторам. Взимать сбор могут в виде надбавки к плате за ледокольную проводку через восточный сектор СМП с расчетом на тонну перевозимой продукции.
Инициативу комментирует главный редактор газеты «Морские вести России» Анатолий Кузнецов:
Анатолий Кузнецов главный редактор газеты «Морские вести России» «У нас негде строить неатомные ледоколы. Единственное место, где строятся ледоколы, — это Балтийский завод, и он занят строительством ядерных ледоколов типа «Арктика», там осталось еще два построить, их всего будет пять. И еще один лидер мощный, тоже атомный, строится на «Звезде». А проблема в том, чтобы построить ледоколы не ядерные, а дизельно-электрические, потому что их не хватает, но где их строить? Если за границей, то за какой? Раньше мы строили в Финляндии, а сейчас? Я знаю информацию, что по инициативе главы Минвостокразвития речь идет о том, чтобы разместить эти заказы в Индии. Индийцы — люди глубоко южные, никогда не сталкивались с Арктикой, и понимания того, как построить арктическое специальное судно, каковым является ледокол, не имеют. Но они не отказались от этой идеи и готовы работать над этим, просто не знают, как и с чего начать. Нам предстоит научить индийцев строить арктический флот. С 2019 года с легкой руки известной арктической фигуры из «Росатома» было заявлено, что мы перевезем в 2024 году 80 млн тонн по Севморпути, а реальное положение оказалось, что перевезли меньше 40 млн тонн, — все, что мы смогли достичь, потому что нет флота, на котором можно было бы вывозить экспортные грузы. Поэтому мы не компенсируем 80 млн тонн ни в 2025-м, ни в 2026-м».
Существенных возражений против введения нового сбора грузоотправители не высказали, отмечает «Коммерсантъ», но с учетом и без того высоких тарифов они опасаются еще большего роста цен на фоне дорожающего строительства ледоколов.
По данным источника газеты, уже сейчас доля внебюджетного финансирования строительства ледоколов выросла до 75%.