Фактором потепления могли стать экологические правила для судоходства
Как пишут СМИ, отказ от топлива с высоким содержанием серы привел к тому, что выхлопы судов перестали стимулировать образование облаков
Читать на полной версииПотенциальные причины аномального потепления, зафиксированного в 2023-2024 годах, обсуждались на прошлой неделе на ежегодном съезде Американского геофизического союза (АГС). Дискуссии описывает журнал The Economist.
Среди прочего участники мероприятия отметили успех Международной морской организации (IMO) в борьбе с загрязнением воздуха выхлопами судов. В 2020 году IMO приняла новые стандарты, серьезно ограничивающие использование топлива с высоким содержанием серы в морской логистике. Последствия регулирования, судя по всему, оказались двойственными.
С одной стороны, по оценкам IMO, отказ от сернистого топлива позволит с 2025-го по 2030 год предотвратить более полумиллиона преждевременных смертей от заболеваний, связанных с загрязнением воздуха. С другой, как было отмечено на съезде АГС, более чистые выхлопы судов могли оказать влияние на инсоляцию мировых океанов. Частицы сульфатов помогают образованию облаков, которые хорошо заметны на спутниковых снимках над основными маршрутами судоходства. Облачный покров отражает часть солнечного света и защищает Землю от перегрева. Сонаправленным фактором могли стать шаги Китая по отказу от использования топлива с высокими концентрациями серы на ТЭС.
На съезде Американского геофизического союза было отмечено, что сокращение облачного покрова из-за новых требований к судовому топливу едва ли стало основной причиной глобальных температурных рекордов последних лет. По оценкам организации, извержение вулкана Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай в Тихом океане в конце 2021 года, скорее всего, оказало встречный эффект, наполнив атмосферу большими объемами сульфатов. Одним из ключевых факторов потепления участники съезда считают сокращение облачного покрова из-за накопительного эффекта от уже случившегося потепления — тропики расширяются, зоны умеренного климата, где пролегают маршруты циклонов, сужаются, а меньше циклонов — меньше облаков.
The Economist указывает, что оценки в докладах на съезде АГС являются предварительными и ученые продолжат моделирование климата, чтобы установить конкретные причины аномального потепления и разработать методы борьбы с ним.