В Керченском проливе из-за севших на мель двух танкеров произошел разлив нефти. Есть погибшие
Экипаж первого судна, севшего на мель, был эвакуирован, один из 13 членов экипажа погиб. Произошел разлив нефти. Второй танкер этой же модели, дрейфуя в проливе, сел на мель возле порта Тамань. На борту находятся 4 тысячи тонн нефти. Эвакуация 14 членов экипажа осложнена темнотой и погодными условиями
Читать на полной версииОбновлено в 19:36
Один человек погиб, 13 эвакуированы с танкера «Волгонефть-212», севшего на мель в Керченском проливе. На борту находится больше 4 тысяч тонн нефти. Уже произошел разлив. Из-за шторма в Черном море повреждено еще одно судно — танкер «Волгонефть-239». По данным МЧС, оно легло в дрейф, а после село на мель в районе порта Тамань. На его борту находятся еще 14 человек и 4 тысячи тонн мазута — о повреждении груза и протечках не сообщается. Эвакуация экипажа затруднена из-за плохой погоды и темноты. Судно надежно сидит на мели, и экипажу ничего не угрожает. Все 14 членов команды в безопасности, на борту работают дизельный генератор, освещение и есть вода.
Записи переговоров экипажей танкеров «Волгонефть» с центром Службы управления движением судов Керченского пролива появились в Сети:
— Сломало корпус судна, задняя часть судна остается на плаву, прошу помощи. Экипаж в спасательных жилетах.
— Сейчас подойдет спасательный буксир «Меркурий».
— Повторяю — возможностей спустить мотоботы нет.
На борту обоих танкеров больше 8 тысяч тонн нефти. Танкеру «Волгонефть-212» сегодня исполнилось ровно 55 лет. Он приписан к порту Санкт-Петербург, его владелец — пермская компания «Кама Шиппинг». «Волгонефть-239» построен в июле 1973 года. Владелец — «Волгатранснефть». Порт приписки — Астрахань.
Суда типа «Волгонефть» — это большие однопалубные двухвинтовые наливные суда класса «река-море». Назначение — перевозка нефтепродуктов в речных условиях. Длина порядка 140 метров, ширина около 17, высота борта от 5.5 до 6.5 метров. Скорость судна — 10 узлов или 18,5 км в час. Грузоподъёмность — 5000 тонн. Эта самая массовая серия танкеров такого класса в СССР и России, предназначенная для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов.
Председатель отделения Общероссийского союза моряков по Ростовской области Леонид Глушак в интервью «Газете.ру» заявил, что судна «Волгонефть» не предназначены для работы зимой. Также, по его словам, на борту отсутствовали гидрокостюмы.
Комментирует главный редактор газеты «Морские вести России» Анатолий Кузнецов:
— Эти танкеры — 4 тысячи тонн мазута разольется, все берега Керчи будут в этом мазуте, это страшное дело. В проливах, где площадь или зеркало воды ограничено берегами, потому что это пролив, он узкий, в отличие от открытого моря, где горизонта берегов нет, где бескрайнее море, волны поднимаются круче. 7 баллов в открытом море — это пологая волна, которая качает тебя, поднимает и опускает, на этой волне располагается длина всего танкера, 140 метров он имеет в длину. А в проливе крутизна волны такова, что она его поднимает как бы на гребень, и он висит ближе к корме или к носовой части над водой, и от собственного веса металл ломается, потому что он груженый. И тогда танкер переламывается пополам. Эта история была в 2007 году в Керченском проливе уже, тогда во время такого же шторма танкер был гружен нефтью или мазутом, уже не помню, он переломился, погибли люди, танкер ушел на дно. Потом много-много дней пытались очистить берега от мазута, это была большая катастрофа.
— По поводу состояния что одного, что другого судна, этот шторм с ветром до 7 баллов, вот эта формулировка, это серьезный шторм, нам впору говорить о техническом несоответствии, изношенности?
— Нет-нет. Что значит изношенность? Танкер технически исправен, он проходит проверки регистра, который следит, как автосервис в автомобиле, регулярно по графику, как вы плановые делаете ТО себе, так же и танкеры должны делать, это отслеживается регистром. Нет, техническое состояние у него нормальное, я думаю, и у того, и у другого. Мне непонятно, почему второй в дрейф лег. В дрейф — это значит заглохла машина.
В связи с крушением танкеров Следственный комитет возбудил уголовные дела. Изначально оба дела возбудили по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, однако дело по «Волгонефть-212» позже переквалифицировали на более тяжкий состав в связи с гибелью члена экипажа.
Управление МЧС по Республике Крым накануне сообщало, что в регионе ожидается сильный ветер, было объявлено штормовое предупреждение. Ведомство прогнозировало, что возможны порывы ветра от 17 до 22 метров в секунду.
В зимний период Керченский пролив особенно опасен, странно, что суда вообще вышли в море, говорит журналист из Крыма Александр Горный:
Комментирует первый замгендиректора по морским перевозкам компании «Совфрахт» Карен Степаньян:
— Причины простые: первая, конечно, погода, вторая — это состояние судов, потому что суда все-таки старые, третья — это неправильная загрузка судов грузом, недостаточно обеспеченная устойчивость и прочность, которая привела к данному происшествию.
— Чего здесь больше по вашему счету — недосмотр тех, кто разрешил им выйти в такую погоду, или возраст судна?
— Сейчас очень строгий надзор за судами, и каждый год идут споры, пускать ли суда 2СП или не пускать на рейд порта Кавказ, в открытое море.
— 2СП — это что такое?
— Это класс плавания судна, то есть ограничение района плавания. Для каждого судна установлен район плавания, то есть 2СП — это судно, которое в принципе может работать в морских акваториях, но недалеко от берега. Собственно, все это произошло в морской акватории, недалеко от берега. Поэтому это очень спорное утверждение, которое бросает тень на очень многих людей: и на надзорные органы, на судовладельцев. Почему я не тороплюсь какие-то выводы озвучивать, потому что должно быть полноценное расследование, которое совершенно четко определит виновных и сделает выводы. Потому что вы говорите, что судну исполнилось почти 60 лет, последние лет десять именно над этим флотом очень строгий надзор, именно за старым советским флотом, который был перестроен. Чтобы эти суда могли работать сейчас, им были добавлены двойные борта, они были усилены, и это было под надзором обществ классификационных надзорных. Поэтому голословно можно что угодно заявлять, но все-таки нужно дождаться расследования.
— Но при этом не было гидрокостюмов на борту. Насколько это грубое нарушение?
— Это нужно смотреть на судовые документы, по идее, они там должны быть, если это судно морского плавания. Но если это судно смешанного плавания, то допускаются какие-то изъятия. Опять же, повторюсь, судно ни за что не выпустили бы из порта, ни один капитан порта, ни ростовский, ни таганрогский, ни ейский, если бы у него не было минимального набора вот этих спасательных средств, которые требуются согласно конвенции. Всегда можно, условно говоря, хотеть, чтобы у тебя был космический скафандр на судне, но нынче очень сложные времена для судовладельцев, и иметь избыточное оборудование на судне — это очень дорого. Поэтому я уверен, что по документам на этих судах должно было быть ровно то, что на борту. И если там нет костюмов, то значит, их не должно там быть либо это уже опция судовладельца.
— Поговорим по поводу возможного разлива мазута из второго судна. Мы в сумме можем иметь разлив 8 тысяч тонн мазута, насколько это угроза?
— На самом деле это огромная угроза, и, к сожалению, последствия этих разливов будут ощущаться еще не один, не два, не три месяца, то есть и летом там мы все будем видеть пленку на черноморских побережьях. Но не надо думать, что все 8 тысяч тонн попадут в море. Сейчас на настоящий момент то количество груза разлито, которое находилось в местах повреждения судна, то есть это как раз разломы. На настоящий момент в море вылилось не более 1,5-2 тысяч тонн, остальной груз находится в герметичных помещениях — это уже искусство наших спасателей, именно не допустить, откачать вовремя, то, именно чем сейчас занимаются. Но, к сожалению, да, мазут он такой, что придется убирать его, там сейчас пострадают птицы, пострадают рыбы, но, к сожалению, это уже случилось.
— Владелец судов какую понесет ответственность?
— Возможно, что даже никакую, все будет покрыто страховкой, если суда имеют страховое покрытие.
Южная транспортная прокуратура начала проверку по факту крушения танкеров в Черном море.