В России началось предновогоднее подорожание продуктов. О том, что растет цена на тот или иной продукт, «Бизнес FM» рассказывает с ноября. К концу года именно продовольственная инфляция в России находится на первом месте. Причин для этого много: бизнес говорит о падающем рубле, дефиците кадров, высокой ключевой ставке. Но в декабре играет роль и рост спроса — поставщики делают наценку, потому что «все равно купят». Это касается в числе прочих стоимости мандаринов, мяса и овощей. В ФАС уже высказались, что подобную практику не одобряют.

Так, например, в Ozon fresh радиостанции рассказали, что к концу года ждут увеличения продаж примерно в два раза в сравнении с последними числами ноября. Весь декабрь активнее покупают все то, что долго хранится, — впрок и на подарки. Особенно это касается сладкого. Продолжает представитель пресс-службы Ozon fresh Любовь Избицких.

Любовь Избицких представитель пресс-службы Ozon fresh «Мы видим достаточно высокий рост в категории орехов и сухофруктов, на 70% в штуках. И видим высокий рост по кулинарии, на 40% по сравнению с прошлым годом, опять же, в штучном выражении. При этом интересно, что клиенты все чаще выбирают более дорогие позиции, более премиальные десерты или более дорогие готовые блюда. Продажи кондитерских изделий выросли на 25% в количественном выражении по сравнению с прошлым годом по началу декабря. Однако надо понимать, что и в прошлом году уже была высокая база, то есть в общем объеме продаж это существенная цифра».

Накрывать богатый новогодний стол — традиция и, можно сказать, часть культурного кода. Понятно, что съесть больше, чем это физически возможно, все равно не получится, даже в Новый год. Но от масштабных закупок это все равно никого не остановит, считает независимый эксперт FMCG-рынка Александр Анфиногенов.

Александр Анфиногенов независимый эксперт FMCG-рынка «Это традиционная история, которая больше напоминает подготовку к походу. Новогодние праздники большие, яркие, люди покупают продукты впрок, потому что во время новогодних праздников хотят отдыхать, а не заниматься походами по магазинам. И традициооный провал продаж, который происходит в январе и частично даже февраль затрагивает, — это как раз перенос акцента потребления продукта, закупленного ранее, на вынужденное безденежье января и февраля».

Декабрь — это традиционно и месяц встреч перед Новым годом, и период корпоративов. Поэтому растет спрос у ресторанов и кейтеринга, что в свою очередь влияет и на предложение поставщиков. Но в этом аспекте сюрпризов и дефицитов не бывает, подобное происходит каждый год.

Необычные тенденции появляются в продажах алкоголя. Весь декабрь они растут, а вместе с ними в последние годы увеличивается и доля безалкогольных напитков, говорит основатель Petrova 5 Consulting Марина Петрова.

Марина Петрова основатель Petrova 5 Consulting «Интересно, что тенденция последних трех лет — это безалкогольное шампанское, которое из категории детского уже стало ориентировано на взрослую непьющую аудиторию, добавилось к нему и безалкогольное вино. Растет потребление фруктов и овощей. Мандарины в России исторически востребованы, и на декабрь приходится максимальный объем продаж, который планируется ретейлерами заранее. Кроме того, последние годы мы наблюдаем рост спроса на экзотические фрукты, такие как манго, ананасы, киви, и там идет рост на 70, иногда даже 100 и более процентов».

У ажиотажного спроса на продукты есть своя цена. Около 30% еды с новогоднего стола, по словам экспертов, все равно идет в утиль.