Минздрав предложил ограничить продажу самогонных аппаратов. В частности, в министерстве выступили за запрет их дистанционной продажи, рекламы и продвижения.

В свободном обороте ведомство предлагает оставить только те аппараты, которые будут проходить по определенным требованиям к производительности. Других деталей пока нет, но эксперты уже усомнились в эффективности этой инициативы.

Утвержденная правительством концепция нацелена на укрепление здорового образа жизни, профилактику употребления спиртного, расширение системы медицинской и социальной реабилитации для людей с алкозависимостью, а также их раннее выявление и консультирование. В общей сложности план содержит 29 мероприятий.

Если говорить об идее запрета дистанционной продажи самогонных аппаратов, читай — о запрете на их продажу на маркетплейсах, то такая идея выглядит как минимум несвоевременно, считает эксперт по алкогольному рынку, директор Национальной лиги дистиллеров Эркин Тузмухамедов:

Эркин Тузмухамедов эксперт по алкогольному рынку, директор Национальной лиги дистиллеров «Насыщенность рынка аппаратами такова, что спрос на них минимален. Огромное количество магазинов, которые продают это оборудование, уже просто закрылись за ненадобностью, потому что у народа просто есть оборудование. То есть, если посмотреть статистику по этим магазинам, которые продают самогонное оборудование, уже крупные приборы, само оборудование, практически не продаются, продаются только расходные материалы: дрожжи, пеногасители, бочки для выдержки и так далее».

Хотя, судя по количеству таких аппаратов на тех же маркетплейсах, отзывов на эти товары и так далее, интерес к ним все же есть. Цены, кстати, от 5 тысяч до 50 тысяч. В основном. Хотя, как говорят профессионалы, верхняя ценовая планка ограничена только вашим воображением. И в этом следующая претензия экспертов к инициативе Минздрава.

Кто сегодня гонит самогон? Есть две группы. Одни делают это от безысходности, другие для удовольствия. Первым просто не на что покупать легальный алкоголь. Бутылка водки стоит минимум 300 рублей. По словам тех, кто разбирается в вопросе, из 6 килограммов сахара и 100 граммов дрожжей за 500 рублей в сумме получается десять бутылок. Но это еще не все. Многим в стране не просто не на что, но и негде купить легальную водку, говорит руководитель Клуба профессионалов алкогольного рынка, доцент кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт-Петербурга Максим Черниговский:

Максим Черниговский руководитель Клуба профессионалов алкогольного рынка, доцент кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт-Петербурга «У нас в России 160 тысяч населенных пунктов. Из них в 70 тысячах населенных пунктов вообще отсутствует на сегодняшний день легальная продажа алкогольной продукции. Это в 99 случаях из 100 сельская местность, небольшие поселковые районы, где в принципе легальная продажа алкогольной продукции нерентабельна. Но я могу объяснить, с чем это связано: с высокой стоимостью лицензии, с технической оснащенностью, с приличными затратами, связанными с продажей легального алкоголя, и далее по списку. Возникает вопрос: а что в этих населенных пунктах люди пьют? Ответ: в лучшем случае самогон. Это в лучшем».

Но есть и другая группа. Эстеты. И, как говорят наши собеседники, непонятно, кого сегодня больше. Те, кто не гонит, а делает — и не самогон, а продукт или напиток (они используют именно эти термины), готовы тратить на процесс серьезные суммы. Они покупают дорогие аппараты, заказывают бочки из-под бурбона из Америки или винные из Франции, закупают солод в других странах, гордятся своим трудом, угощают лишь избранных и возят свою продукцию на конкурсы. О том, что происходит дальше с некоторыми людьми, которых назвать самогонщиками уже и язык не поворачивается, рассказывает организатор фестиваля алкогольных напитков Spiritory Fest Сергей Халецкий:

Сергей Халецкий организатор фестиваля алкогольных напитков Spiritory Fest «Они стали подходить фундаментально. Они ездят на известные дистиллерии за границу: Шотландия, Ирландия, США. Они ездят по нашим регионам и делают уже официальные Фанагория, Ставрополь. Ездят, смотрят, как это, общаются с технологами. Сами самогонщики так называемые, или винокуры, дистиллеры доморощенные, уже их привлекают к работе, потому что они действительно показывают высокий уровень. Пример, далеко идти не нужно, нашего дистилляра, он работал на ТВЗ 1911 в Туле, взяла ирландская дистиллерия Boann на производство и технологию джина, виски в том числе. И это пример не единичный. Калужский «Кристалл» привлекает такого плана. То есть, наоборот, мне кажется, надо контролировать, но запрещать, я считаю, — это очень большой минус».

Все наши собеседники выступают за контроль на этом рынке, за строгие правила, но запрет на продажу самогонных аппаратов считают попросту бесполезным. Потому что ни простых самогонщиков, ни эстетов он не остановит, уверен Леонид, со времен перестройки прошедший весь этот путь:

«Самогонный аппарат — это не самолет, который можно делать только в заводских условиях специалистами и так далее. Насколько в советское время было гонение на это дело, особенно в перестройку? Стукачи стучали на соседей из зависти, приходил участковый с понятыми, изымали аппарат, на улицу выливали брагу, гонения были очень сильные, и никого это не останавливало, все равно люди делали. Во-первых, это дешевле, а во-вторых, это намного качественнее».

А качество продукта, по словам Леонида, зависит больше не то того, в чем его готовить, а от того, как и из каких ингредиентов. Хотя те, кто заказывает бочки из Америки, наверное, с этим, наверное, поспорили бы. За рюмочкой-другой.

*«Бизнес FM» не пропагандирует чрезмерное употребление алкогольных напитков и предупреждает о вреде неумеренного употребления алкоголя.