Средний чек на услуги автосервисов, по подсчетам сети СТО Fit Service, вырос на четверть за год. Свое исследование сервис предоставил редакции «Бизнес FM». Какие выводы можно сделать?

За три осенних месяца этого года средний чек на обслуживание и ремонт автомобилей составил 10,5 тысячи рублей. Это на 26% больше, чем было осенью прошлого года. Автосервисы называют как очевидные причины — рост стоимости запчастей, инфляция, рост зарплат мастеров, дорожающая аренда, растущие накладные затраты на электроэнергию, так и не самые очевидные — например, недоступное сейчас автокредитование под 30% годовых. Как следствие — машины, которые раньше продавались, теперь ремонтируются. И более основательно. Однако о среднем чеке в случае с СТО говорить некорректно, считает сервисный директор франшизы «Вианор Москва» Николай Янковский:

Николай Янковский сервисный директор франшизы «Вианор Москва» «Где-то примерно на 15% цена поднялась практически на все виды работ, без исключения. Понимаете, вообще в сервисе такое понятие, как средний чек, в отличие от торговли, оно является некорректным. Если вы отдаете автомобиль на общие работы, например, техническое обслуживание, замена колодок и так далее, то эти работы выполняют большинство СТО, и эти работы подорожали не так сильно, потому что в них велика конкуренция. Если вы отдаете автомобиль на сложные работы, автомобиль сам по себе сложный, например Range Rover, где требуются достаточно высокие компетенции, то эти работы могут подорожать и на 40%, на 50%. Запчасти подорожали тоже примерно где-то на 15%, то есть, надо сказать так, что баланс выполнения работ и товарная составляющая примерно идут одинаково. Рост работ идет вследствие роста заработных плат, без этого никак, потому что дефицит рабочих специальностей очень серьезный на рынке».

О том, что автомобили теперь тщательнее, а значит, и дороже ремонтируются — говорит список услуг, которые в уходящем году стали гораздо популярнее. Как отмечает сеть Fit Service, это снятие и установка защиты двигателя (берут чаще на 56%), поиск неисправностей в электрооборудовании (плюс 31%), поиск утечек масла и других технических жидкостей в двигателе (плюс 20%). Все это вещи, которые раньше делались между делом, и считались хорошим тоном автосервисов, которые такие услуги предоставляли часто по умолчанию. Автовладельцы вынуждены лучше следить за машинами, которые стремительно вырабатывают свой ресурс, — потому что ремонтировать сейчас все равно выгоднее, чем брать новый автомобиль. Продолжает вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко:

— В прошлом году в сервисе у партнеров у наших зарплата у слесаря была 100-120, такая средняя. Сейчас зарплата 150-170, все растет, все дорожает. Соответственно, именно слесарка подорожала где-то процентов на 10. Больше всего подорожал шиномонтаж — это где-то в районе 15%, как практика показала, переход на зиму где-то в районе 15% увеличение есть. В кузовном краска где-то подорожала процентов на 17-18, a работы, в принципе, как были, так и остались. 1400-1500 в прошлом году была стоимость средняя нормо-часа. Сейчас даже многие не дилерские центры задрали ее где-то ближе к двум.

— Какие тренды на следующий год?

— Я думаю, все будет стандартно: при увеличении, опять же, расходов удорожания стоимости продуктовой линейки все автосервисы, как и любая другая структура бизнеса, будут отыгрываться ровно на этом.

Раньше водители ориентировались на гарантийный срок, теперь — на срок эксплуатации автомобиля до семи лет. Не исключено, что с такими ценами на новые авто понятие «старого автомобиля» в сознании российского водителя трансформируется. И таковыми будут считаться машины от 10-15 лет и старше. А вместо кузовных работ и ликвидации мелких сколов водители все чаще будут обращать внимание на состояние ходовой части — тормозной системы и трансмиссии.