В казне Абхазии закончились деньги. Средств на выплаты зарплат бюджетникам, включая силовиков, у Сухума нет. Об этом заявил исполняющий обязанности министра финансов Абхазии Владимир Делба на совещании в администрации исполняющего обязанности президента республики.

После отказа Абхазии от инвестсоглашения с Россией и нарушения Сухумом договоренностей Москва приостановила софинансирование республики, за исключением пенсионных выплат. С ноября и до конца года недополученная сумма составит 1 млрд 800 млн рублей.

Имеющиеся в бюджете страны средства полностью уходят на оплату электроэнергии, поставляемой из России по коммерческим ценам. Также абхазская сторона заявила о запрете Москвы на ввоз мандаринов из республики. Однако Россельхознадзор опроверг данный факт.

Ситуацию комментирует президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:

— Пока мы видим, что основные заявления делаются представителями абхазских властей, и Россия свои намерения не разъясняет, и этому может быть два объяснения. Первое — что Россия что-то такое совершает, но ничего не произносит, а второе — что ничего особенного не происходит, но абхазские элиты, которые пытаются оформить сейчас новую расстановку сил, как-то пытаются использовать российскую карту, говоря, насколько все хорошо или все плохо. В целом же пока все-таки есть ощущение, что какая-то стратегия России по Абхазии скорее на паузе, потому что да, России хочется ответить на те обиды, которые Абхазия ей нанесла, но все равно объективно сейчас не до Абхазии, какие-то большие силы бросить на абхазскую политику сложно. Кроме того, насколько я понимаю, например, есть проблемы на мировом рынке мандаринов, и многие говорили о возможности подорожания мандаринов в целом из-за проблем с урожаем и в Турции, и у других поставщиков, и Абхазия в этой ситуации окажется едва ли не главной надеждой российских потребителей мандаринов. В этом плане отсечение абхазских поставок мандаринов может быть довольно болезненным для российского рынка, и с этим тоже могут быть связаны колебания регуляторов, которые запрещают что-то или нет. В целом проблема остается прежней, России хотелось бы наказать Абхазию за те дизлайки, которые Россия получила, но какую конструкцию построить и насколько быть настойчивой — большой вопрос, принципиальный выбор Москвой не сделан.

— А как долго может продолжаться возникшее в Абхазии положение, особенно с учетом того, что зарплату не получают силовики?

— Наверное, это вопрос в том, насколько Россия будет настойчивой, потому что Россия включала разные финансовые рычаги в разное время в отношениях и с Белоруссией, и с Украиной, и с другими странами, но, как правило, эти кризисы не получались длительными, и Москва шла на те или иные уступки. Поэтому вопрос настойчивости Москвы, что ей важнее — отомстить за тактическую обиду или же сохранять ощущение и иллюзию того, что в 2008 году война с Грузией была не зря.

— Что может происходить дальше в этой стране?

— Я бы не ожидал, что Москва будет торопиться с принятием решений, потому что Москве сейчас не менее важно показывать появление пророссийской власти в Грузии. А для пророссийской власти в Грузии важна морковка, возможно, и виртуальная, потенциальная реинтеграция Абхазии в обмен на промосковскую позицию. Психологически, я думаю, Москва к возвращению Абхазии в Грузию не готова, но это важная карта в грузинской политике. И чем дольше Москва не будет торопиться разъяснять свои планы и намерения, тем, наверное, легче будет играть в пользу условно пророссийских сил в Грузии, если они будут оставаться пророссийскими.

— Почему инвестсоглашение так важно для экономики Абхазии?
— Абхазия, как и Белоруссия, стремится сохранять все преимущества от взаимодействия с РФ, но не слишком торопиться брать на себя какие-то обязательства. И история вокруг инвестсоглашений и статуса недвижимости в Абхазии стала просто таким поводом еще раз показать, что Сухум не хотел бы укорачивания поводка.

Как сообщает издание «Sputnik Абхазия», на заседании республиканского Штаба по обеспечению энергетической безопасности 4 декабря допустили введение режима ЧС.
Переток энергии из РФ оплачен Сухумом на несколько дней, до 7 декабря. При этом Ингурская ГЭС, питающая республику, — в шаге от аварийного отключения: в Джварском водохранилище недостаточный уровень воды.