Новогодних скидок на автомобили в дилерских центрах не ожидается. Об этом газете «Коммерсантъ» сообщили в ассоциации «Российские автомобильные дилеры».

Причина в очередном росте цен на новые машины на фоне резкого падения спроса: за последний месяц он упал вдвое. В том числе из-за высокой ключевой ставки и дорогих кредитов. В одном из автосалонов Москвы, который продает электрокары и гибриды, продажи упали на 90%: вместо 180 запланированных машин продали 18.

Автосалоны, напротив, сделают ставку на новогодние скидки и акции, чтобы хоть что-то продать в этом сезоне, считает директор направления автомобилей с пробегом холдинга «Максимум» Александр Кустов. А вот увольнения и оптимизации неизбежны:

Александр Кустов директор направления автомобилей с пробегом холдинга «Максимум» «Действительно, спрос за последние два месяца сильно упал, особенно падение спроса чувствуется в новых автомобилях. Как следствие, для того чтобы обеспечить хоть какие-то более или менее нормальные продажи, игроки на рынке автомобильном готовы на специальные условия. С 1 января будет играть роль целый ряд факторов, который указывает на то, что цены на автомобиль могут стать выше, чем сейчас. Один из этих факторов — утилизационный сбор. Если мы говорим про сокращение, если спрос падает, у официальных дилеров высвобождается большое количество персонала. У большей части персонала заработная плата зависит от результата, и если падают объемы, падают заработки, то падает и зарплата. Поэтому у многих компаний даже не стоит вопрос оптимизации или сокращения: люди сами уходят просто потому, что в текущих реалиях заработать более или менее приличные деньги становится очень непросто. Если мы говорим про непроизводственный персонал, чья зарплата не всегда зависит от результатов продажи автомобилей, действительно, есть такая тенденция, что многие компании начинают смотреть в сторону оптимизации штата. Тем более все это усложняется тем, что на горизонте нескольких месяцев вряд ли мы можем рассчитывать на какую-то положительную динамику в вопросе спроса, потому что сейчас ставки стали действительно очень высокие, и это тормозит очень многих наших потенциальных клиентов».

Средний чек на покупку китайского автомобиля сейчас, если не предусмотрено скидок и субсидий, составляет 3,5 млн рублей. Ставка автокредита стремится к 30%, и с такими условиями клиентов почти не набирается.

С 1 января ожидается очередное повышение утильсбора, что усложнит оформление на таможне и последующую продажу. А у некоторых китайских марок — LiXiang или Zeekr — в России нет официальных дилеров, а значит, к цене можно смело прибавлять миллион рублей.

В следующем году крупные игроки начнут покупать задешево мелких автодилеров, которые будут близки к разорению, считает заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев:

Ренат Тюктеев заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» «Мы понимаем, что нам будет немножко легче: у нас диверсифицированный по большому количеству брендов портфель. Где-то в какой-то марке дела идут хуже, в какой-то лучше. В данном случае мы можем балансировать, нам легче пережить условия. Второе: у нас нет финансовых нагрузок и проблем. И третье: мы понимаем, что в следующем году, если говорить про Москву и Московскую область, легче будет выживать крупным дилерам, чем мелким. Первое — баланс портфеля позволяет где-то зарабатывать, где-то зажаться и даже какие-то записывать в актив себе убытки. Мы знаем, что не всем легко пережить даже этот год. Сейчас идет обратный отсчет уже по количеству брендов, присутствующих на рынке, то есть дилерские группы начали отказываться от некоторых брендов. Это впервые, эпохальная история случилась. В следующем году эта тенденция может усилиться, и дилеры будут концентрироваться на брендах, которые активно имеют хорошие тренды, хорошие объемы на рынке. И эти бренды у нас есть в портфеле, нам полегче будет. Как действовали некоторые участники рынка: открывали огульно большое количество дилерских центров по принципу «больше откроешь — больше продашь». Вследствие этого не производились отсчеты емкости рынка, сколько дилер будет продавать, сколько дилер будет зарабатывать. Это был подход производителей из Европы. Из этих расчетов открыли большое количество дилерских центров, получили очень большую конкуренцию. И дилер, который не зарабатывает, создает проблему и марке тоже. И некое укрупнение, о котором я сказал, произойдет в следующем году».

Заработная плата сотрудников автосалонов падает из-за того, что их заработок зависит от конкретных продаж, оклада, КАСКО и разных дополнительных услуг. В итоге, как отмечают игроки, зарплаты с 200 тысяч рублей в месяц упали до 70 тысяч рублей в месяц, и в следующем году нет никаких предпосылок, что ситуация улучшится.