Оппозиция Южной Кореи требует отставки президента страны после введенного и позже отмененного военного положения. Шесть партий страны, включая оппозиционную Демпартию, подали в парламент проект импичмента в отношении Юн Сок Еля, голосование запланировано на 6-7 декабря. Правительство в полном составе намерено уйти в отставку.

Демпартия обвиняет главу государства в попытке госпереворота. Ее лидер Ли Чжэ Мен подчеркнул, что ситуация может спровоцировать КНДР и привести к вооруженному конфликту на Корейском полуострове. При этом неожиданное введение военного положения президент Юн объяснял тем, что Демпартия, имеющая большинство в парламенте, «симпатизирует КНДР» и занимается «антигосударственной деятельностью». О причинах и том, как будет развиваться ситуация, говорит лектор университета Коре Федор Тертицкий:

— Я могу сказать, что как житель страны я сам шокирован, он попытался откатить страну на 45 лет назад, когда была последняя такая попытка, у него ничего не получилось. Я думаю, что, скорее всего, его ждет либо отставка, либо импичмент в течение суток, уже внесена в парламент такая резолюция.

— Почему вообще возникла такая ситуация, когда президент принимает такое опрометчивое решение?

— Есть гипотеза, что на него могла надавить жена, на которую очень активно выходил парламент в последнее время в связи с разными коррупционными скандалами. Возможно, еще у человека не выдержали нервы, или он был настолько уверен в своей правоте, что решил, что настоящая демократия — это когда все делают так, как я говорю, я же настоящий демократ.

— Как ситуация будет развиваться дальше?

— Если ему объявляют импичмент, импичмент у нас двухэтапный, у него временно прекращаются полномочия, они передаются премьер-министру, который становится исполняющим обязанности. Сам президент сидит, не имея никаких полномочий, кроме права неприкосновенности, и ждет вердикта Конституционного суда. А здесь есть проблема, потому что в Конституционном суде, по идее, должно быть девять судей, и по закону для успешного импичмента нужно согласие не меньше шести судей при физическом присутствии и участии в процессе не меньше семи. А у нас сейчас по факту там не девять, а шесть судей, то есть три пустых кресла, потому что никак не могли согласовать кандидатуры. Поэтому семи судей, которых необходимо для присутствия, сейчас не набирается. Поэтому, если эта проблема не будет решена, не очень понятно, как импичмент ему может пройти, даже если будет единогласное решение Конституционного суда в силу такого препятствия. Если все же назначат нового судью, и вся эта процедура будет завершена, тогда господин Юн, скорее всего, получит обвинение в организации государственного переворота с целью подрыва конституционного строя, скорее всего, ему грозят очень серьезные обвинения, очень серьезные сроки. Другое дело, что президентов часто милуют, когда после этого приходит к власти дружественная им администрация. Это еще означает, что если это все будет утверждено, в стране пройдут чрезвычайные выборы, в которых у лидера оппозиции Ли Чжэ Мена пока есть большие шансы победить.

Политическим землетрясением называет произошедшее CNN, отмечая, что это полная неожиданность. Впрочем, и для самих корейцев это тоже шок и неожиданность, пишет The Korea Times.

Как пишет Reuters, происходящее в Южной Корее не на шутку встревожило Запад. Так, визит в страну отменил премьер Швеции, а Соединенные Штаты на неопределенный срок отложили заседания Ядерной консультативной группы и связанные с ними военные учения. Также теперь неизвестно, посетит ли на следующей неделе Южную Корею глава Пентагона Ллойд Остин, который должен был встретиться с южнокорейским и японским коллегами. Агентство, ссылаясь на мнение политологов, отмечает, что международная репутация Юн Сок Еля как оплота демократии разрушена.

The Guardian напоминает, что история с введением военного положения для страны в целом не нова: после Корейской войны, длившейся с 1950 по 1953 годы, ее лидеры прибегали к подобному — для предотвращения антиправительственных демонстраций. И так называемая демократия там установилась лишь в конце 80-х. Потому, отмечает газета, военное вмешательство в гражданские дела — достаточно щекотливые для Южной Кореи тема и ситуация. И казалось, что подобное невообразимо в наше время.

Шокирующее ночное объявление военного положения, ставшее результатом многолетних столкновений Юн Сок Еля с оппозицией, СМИ и даже его собственной консервативной партией, поставило под большой вопрос его политическое будущее, пишет The Korea Times.

Yonhap подчеркивает, что для принятия импичмента потребуется не менее 200 голосов, у оппозиции сейчас 192. Таким образом, понадобятся голоса депутатов партии Юна. Но, как отмечает агентство, пока горячо поддерживающих этот шаг там почти нет, хотя руководство партии «начало осторожно намекать президенту на отставку».

Между тем Bloomberg уже пишет о возможных претендентах на пост президента. Одним из них является лидер оппозиционной Демпартии Ли Чжэ Мен, который едва проиграл Юну на президентских выборах. Вторая кандидатура — Хан Дон Хун, председатель партии «Сила народа». И, наконец, Чо Кук, как отмечает агентство, заклятый оппонент действующего президента и глава левой Корейской инновационной партии.

Президенты Южной Кореи нередко заканчивают свою политическую карьеру не очень солидно. С начала века одна глава государства была подвергнута импичменту и села в тюрьму, один экс-президент был осужден на 17-летний срок, еще один — покончил жизнь самоубийством.

Валюта Южной Кореи на новостях о чрезвычайном положении резко ослабла к доллару до двухлетнего минимума, но сегодня все потери уже отыграны.