Таможня перестала пропускать в Россию холодильники, кондиционеры и любую технику, которая содержит специальную охлаждающую смесь — фреон R-410. По оценке Евразийской ассоциации рынка отопительных систем, блокировка поставок и простой приведут к убытку для импортеров на 200-300 млн рублей и к дефициту бытовой техники аккурат к Новому году.

Все из-за недавнего разъяснения Минприроды: 8 октября ведомство напомнило, что для поставок оборудования со смесями хладагентов теперь требуется получать лицензию. Для бизнеса это стало неожиданностью, говорит гендиректор Евразийской ассоциации рынка отопительных систем Игорь Прудников:

Игорь Прудников гендиректор Евразийской ассоциации рынка отопительных систем «По моей информации, Минприроды не настаивает на том, что все были заранее проинформированы, а переводит стрелки на Федеральную таможенную службу. Дело в чем? В том, что то решение, на которое сейчас ссылается ФТС, — это 30-е решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), оно на страны члены ЕС не влияет. Все решения Евразийской экономической комиссии, принимаемые там, потом на национальном уровне подтверждаются национальными органами исполнительной власти, что и было сделано в апреле 2021 года, когда Минприроды в своем письме разъяснила порядок действия соответствующего нормативного документа ЕЭК на территории РФ. Минприроды проинформировало, правда, тоже с опозданием, что привело к определенному коллапсу, тем не менее было дано разъяснение о том, что это решение касается только моновещества, а для смесей, содержащих фреон, остается прежний порядок. То есть разрешение требуется только на моновещество. И вот по прошествии трех лет вдруг возникает ситуация, что нет, и на смеси необходимо получать лицензии. И, по нашим оценкам, если эти сроки не будут продляться, то потери наших предприятий составят 200-300 млн рублей. Почему? Потому что продукция уже находится или в пути, или уже пришла на таможенные склады, и дальнейшего движения с ней не происходит, то есть это простои».

Как отметили в Ассоциации предприятий индустрии климата, блокировка поставок коснется всех стран и всех видов климатического оборудования, заправленного 410-м фреоном. Это бытовые и промышленные кондиционеры, холодильники, системы торгового и промышленного холода.

Как сообщили «Бизнес FM» в Минприроды, ведомство не вводило новых ограничений на ввоз, а перечень запрещенных веществ формировался еще восемь лет назад. «Квотирование хладагентов закреплено обязательствами по Монреальскому протоколу. О том, что ввоз газов ежегодно должен уменьшаться, Минприроды неоднократно предупреждало все заинтересованные ведомства начиная с 2022 года», — отметили в ведомстве.

Для бизнеса это означает, что надо покупать годовую лицензию, которая продлится лишь месяц, терять уже закупленное оборудование и потом все закупать по новой, говорит директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов:

Антон Гуськов директор по связям с общественностью РАТЭК «Ситуация неопределенная, и это очень плохо. Если до сентября обязанность лицензирования бытовых кондиционеров касалась порядка 10% устройств на рынке, а надо понимать, что бытовые кондиционеры в России не производятся, соответственно, это полностью импорт. Сегодня это касается, судя по тем требованиям, которые Минприроды обновило, 90%. Откуда все это растет? Как мы понимаем, это касается обязательств РФ и вообще Евразийского союза по Монреальскому протоколу. Это международный документ, который регулирует использование вредных веществ. Но в Монреальском протоколе речь идет только о самих веществах — непосредственно о хладагентах, о готовых устройствах, в которых их используют, речи не идет. Но почему-то РФ в лице Минприроды решила на нас как на рынок наложить дополнительные санкции. Практически все бытовые кондиционеры должны проходить процедуру лицензирования, которая занимает от трех до четырех месяцев, очень дорогостоящая. И кроме того, лицензия выдается до конца года. Сейчас мы находимся в ситуации, когда до конца года осталось меньше месяца. То есть даже если компания получит лицензию, она закончит свое действие в конце декабря. Если ситуация никаким образом не изменится, есть реальный риск наступления дефицита, потому что компании опасаются везти технику и боятся отказа. С другой стороны, лицензию до конца года они получить, во-первых, не успеют, а, во-вторых, в этом уже нет никакого смысла».

В Минпромторге ранее заявили, что ведомство проводит консультации с Минприроды «с учетом озвученных озабоченностей со стороны делового сообщества».