Событийный туризм и городское развитие: нам не жить друг без друга?
Так называемая событийка является опорой для бизнес-развития городов, аргументом в их борьбе за человеческий потенциал, главной опорой для формирования новой городской среды, говорят профессионалы событийного туризма. Но с последней частью этого утверждения согласны не все
Читать на полной версииВ конце ноября в Нижнем Новгороде объявили победителей XIII международной премии Russian Event Awards. В этом году за право называться лучшими в области событийного туризма боролись в финале 348 проектов из 57 регионов России, Белоруссии (два проекта) и Южной Осетии (один проект).
Список победителей оказался весьма пестрым, например:
- Проект «Снято. Много. Хорошо» («Сторизфест») — иммерсивный городской фестиваль, посвященный культурно-историческому наследию г. Рыбинска» (ассоциация «Ярославское конвеншн бюро») получил гран-при в номинации «Лучшая идея туристического события»;
- выставка «Москва промышленная. Город будущего», организованная столичным департаментом инвестиционной и промышленной политики, выиграла в номинации «Лучшее MICE событие»;
- краснодарский эногастрономический фестиваль «Виноград» (ООО «Винология») стал победителем в номинации «Лучшее событие в области гастрономического туризма в населенном пункте с численностью свыше 100 000 человек»;
- лучшим туристическим событием в гибридном формате жюри назвало фестиваль «Музыка балконов» (ГБПОУ «Нижегородский хоровой колледж имени Л.К. Сивухина и «Нижегородская ассоциация музыкантов»).
В рамках премии были вручены несколько дипломов, на которые рынок недвижимости вправе обратить особое внимание. В частности, награду «За новые формы в развитии территории» получил Первый фестиваль электронной музыки в Сибири Legend of Abalak (ООО «Сибирская Земля» (парк-отель Абалак), Тюменская область, г. Тобольск), «За продвижение территории и поддержку водного туризма» — фестиваль «Саратов — сердце Волги» (комитет по общественным отношениям и туризму администрации муниципального образования «Город Саратов»), «За устойчивое развитие территории» — «ХлыновФест-2024. Музыка. Семья. Таланты» (банк «Хлынов», Кировская область, г. Киров).
Иными словами, событийный туризм и развитие территории — вещи, связанные напрямую. Но как именно первый влияет на второе? Всегда ли набирающая силу «событийка» встречает поддержку населения и направляет город именно в ту сторону, в которую хотелось бы местным жителям? Наконец, может ли развиваться город, в котором никаких привлекательных для внешнего мира событий нет, не было и, скорее всего, в обозримой перспективе не будет? Об этом BFM.ru спросил профессиональных игроков рынка.
По мнению урбаниста, главного архитектора КБ «Руспроект» Дмитрия Селивохина, «на вопрос, способен ли развиваться город, в котором нет культурных активностей, можно ответить, что культурная активность — это, в целом, вообще-то и есть основной смысл городской среды. Конечно, под культурными активностями мы подразумеваем не только исключительно культурную «событийку», а вообще различные сценарии, заложенные на этапе социокультурного программирования».
Дмитрий Селивохин урбанист, главный архитектор КБ «Руспроект» «Сегодня развитие урби, развитие городской среды определяет уже не архитектура или городское благоустройство (хотя, на самом деле, никогда не определяло), а набор сценариев, заложенных в общественных пространствах. И город развивается постольку, поскольку в него заложены глубокие разноплановые сценарии, охватывающие разные целевые группы. Чем сложнее эти сценарии и чем глубже их проработка, тем гармоничнее становится городская среда и тем больше предпосылок для развития, потому что в жизнь города вовлекается все большее количество людей. А архитектура, уличная среда и вообще все то, что нас окружает в 3D, служит инфраструктурой для поддержания этих сценарных планов. Сейчас то время, когда мы каждый день видим появление все новых и новых сценариев того, что можно делать в городе. Каждый город сражается за важные для него целевые группы, города борются между собой, кто станет более комфортным мегаполисом, кто быстрее станет мегаполисом, кто быстрее будет расти, и, без сомнения, наиболее удачные примеры таких событийных сценариев становятся центрами не только туристического туристического притяжения, но и притяжения жителей. И основополагающим критерием успеха сценария, наверное, является… Хочется сказать — идентичность города (в смысле, что в Казани есть эчпочмак, а в Москве — Красная площадь). Но я думаю, что определяющим фактором является просто более глубокая проработка касания различных групп. И здесь вопрос не в поиске самобытности ради самобытности, а, скорее, в максимальном использовании потенциала города. И именно по этой причине города очень часто делают ставку на культурное наследие, потому что там можно и музеефикацию «устроить», и бутик-отель открыть. То есть, соединяются совсем разные сферы, позволяющие, взаимодействовать с очень широким кругом людей».
С тем, что событийный туризм является одновременно опорой для туристического и бизнес-развития городов, точкой отсчета в формировании принципиально новой инфраструктуры и городской среды, аргументом в борьбе за человеческий потенциал и своеобразным «крючком» для удержания от переезда местного населения, прежде всего, молодежи, согласны и те, кто профессионально занимается «событийкой» или очень тесно с ней связан.
Оксана Шухастанова, руководитель института развития города «Платформа» (г. Нальчик):
«Любое развитие невозможно без активной деятельности, тем более, если речь идет о современном и сравнительно молодом городе, у которого нет большого и исторически важного бэкграунда. Однако, и в таком городе может быть своя эксклюзивность: природные красоты, мягкий климат и так далее. Есть своя изюминка и у Нальчика, который за последние десятилетия слегка растерял туристическую привлекательность в сравнении с той, что была у него в годы, когда он был одной из всесоюзных здравниц. Мы не можем и не должны пытаться возрождать прошлое, однако мы в силах создать новые тренды. И, судя по итогам последних трех-пяти лет, нам это удается. Именно благодаря так называемой событийке формируется новый имидж Нальчика, растет его популярность и привлекательность. Если совсем недавно мы сами, жители Кабардино-Балкарии, выезжали за пределы республики к соседям, например, в Кисловодск и Пятигорск в поиске интересных городских мероприятий, то сейчас постоянными посетителями наших активностей стали гости из Краснодара, Ростова-на-Дону, Ставрополья, Северной Осетии и других регионов. В этом году в течение двух дней гастрофест посетили почти 50 тысяч человек, среди них гости из республик Северного Кавказа, Москвы и Московской области, Татарстана, Краснодарского края, даже зарубежные туристы, основная часть которых приехала из Китая. Событийный туризм, на который мы все больше делаем ставку, помогает нам продвигать Нальчик, популярным становится бренд самого города, более широкую известность получают локальные продукты и местные производители. Так, в Нальчике закрепилась яблочная тема. Благодаря гастрономическому фестивалю «Яблочный джем», который стал традиционным, столица КБР стала ассоциироваться с яблоневыми садами и яблоками, выращенными здесь. Как однажды отметили журналисты, каждое шестое яблоко на столе россиянина выращено в КБР. Кстати, количество упоминаний в СМИ значительно растет благодаря все той же «событийке», что также способствует формированию позитивного имиджа. Можно, конечно, развивать город, и не внедряя событийный туризм. Но самый большой плюс «событийки» — это быстрый охват аудитории, эффективный результат».
***
Алексей Жлоба, заместитель генерального директора по социальным вопросам ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», директор ООО «Территория притяжения»:
«Культурная жизнь города — это многогранный и разнообразный процесс, включающий в себя культурные события, мероприятия и памятники истории. Это то, что делает город привлекательным для жителей и туристов. Магнитогорск в этом плане уникален. В этом году город отметил свое 95-летие, и за это время он прошел путь развития от рабочего поселка до культурного и делового центра Южного Урала, крупнейшей мировой столицы черной металлургии. По последнему слову урбанистики в Магнитогорске реализуется проект «Притяжение», в котором заложена идея глобального преобразования городской среды, обеспечивающая новое качество жизни и досуга. Фестивали, концерты, театральные постановки, музыкальные коллективы, спортивные соревнования и многие другие культурные активности мы на территории этого городского курорта реализуем круглый год, крупнейший в масштабах страны проект «Притяжение» решает важнейшие задачи для устойчивого развития и процветания города. Для города это огромный шаг в сторону так называемой «культуры быта»: пространства и объекты для занятий спортом, самый большой в России тематический каскадный светомузыкальный фонтан, детские площадки, фанзона во время просмотра хоккейных матчей, мастер-классы для детей, и, разумеется, вкусная еда с богатым выбором точек питания — все это создает новый уровень ежедневной жизни горожанина, меняет в целом город, задает планку для других его объектов и сервисов».
***
Юлия Бычкова, управляющий партнер арт-парка «Никола-Ленивец» и бюро «Никола-Ленивец», продюсер фестивалей «Архстояние», «Архстояние Детское», эксперт по развитию городских и природных территорий:
«Событийка, как вы это называете, — прежде всего, инструмент конкурентной борьбы. Города конкурируют за людей, пресловутый человеческий капитал, бизнес — за потребителя. Давайте вспомним Олимпиаду в Сочи — это ведь тоже «событийка», только иного масштаба, нежели, скажем, какой-нибудь театральный фестиваль или научно-фантастический симпозиум. Экономика Сочи от Олимпиады только выиграла: городская инфраструктура была модернизирована, вырос годовой приток туристов, потекли инвестиции. Город, безусловно, может развиваться и без «событийки», но тогда он должен предлагать что-то еще. Например, неповторимые природные виды или эксклюзивный сервис. Горному курорту Оурика в Марокко не нужна «событийка», равно как и поселениям на побережье озера Комо в Италии. «Событийка» — она главным образом для тех, кому особо нечем похвастаться, но при этом критически важно привлечь к себе внимание в данный конкретный момент».
***
Любовь Девяткина, руководитель проекта «Переплетения. Арт-резиденция междисциплинарного искусства на бывшей Наро-Фоминской фабрике»:
«Город в любом случае будет двигаться, вопрос — куда. В своей стратегии развития забытого центра города (в нашем случае это бывшее градообразующее предприятие «Шелковый комбинат») одним из векторов стала событийная программа. Нам это помогает привлекать интересных аттракторов и из других регионов, что, безусловно, способствует как более быстрому развитию города, так и «росту» горожан («клиент сам не растет, мы воспитываем клиента»».
***
Марина Старчикова, совладелица и идейный вдохновитель коллекции отелей WeFamilyGroup:
«На вопрос, способен ли город развиваться без «событийки», можно ответить и да, и нет. С одной стороны, существуют города, в которых происходит мало событий, но сказать, что они вообще не проходят, тоже неправильно. На локальном уровне все равно какие-то активности проводятся, но эти активности, на мой взгляд, проводятся как бы сами по себе, не ради людей и каких-то глобальных интересных целей. Они есть по факту, но они не делают город привлекательным. Безусловно, любой город должен иметь событийное наполнение, и в современном мире к нему нужно подходить с креативным и инновационном видением. Любое событие в первую очередь должно быть ориентировано на местных жителей: обязательно нужно вовлекать местное население, местный бизнес, потому что, на мой взгляд, наиболее эффективный подход — это когда участвуют все слои общества. Соответственно, когда проводятся интересные события, города становятся более привлекательными. Очень часто именно отсутствие «событийки» в целом тормозит развитие туризма. Но, с другой стороны, если мероприятий будет много, то где размещать туристов? Именно отсутствие инфраструктуры очень часто является препятствием для проведений различных активностей, а отсутствие активностей — препятствием для бизнеса с точки зрения инвестиций в регион. Вот это, мне кажется, основная проблема, так как в итоге ничего не может сдвинуться с мертвой точки».
А вот у архитекторов взгляд на событийный туризм и его роль в городском развитии более суровый. Так, глава архитектурного бюро HADAA Георгий Тюгаев считает, что событийная инфраструктура, безусловно, помогает развивать города, но всегда выступает в качестве дополнительного, а не основного экономического драйвера.
Георгий Тюгаев глава архитектурного бюро HADAA «Важно то, что объекты и площадки такого рода появляется только там, где есть сформированное сообщество, связанное общими культурными, профессиональными, социальными связями, локацией. В качестве скрепляющего элемента может выступать уникальная природа, история, значимые личности, если речь идет о тематических фестивалях. В любом случае такая инфраструктура должна быть органичной и создаваться людьми на местах, а не спускаться по разнарядке для теоретического заманивания туристов».
И по мнению главного архитектора бюро Arhinform Тимура Абдуллаева, «вся история с событийностью существует каким-то параллельным слоем с урбанистикой и градостроительством, потому что событийная программа — это все-таки не про материальное развитие городской среды».
Тимур Абдуллаев главный архитектор бюро Arhinform «Конечно, такие события влияют на восприятие города, они формируют его образ и среди горожан, и среди гостей города. Но, безусловно, город может прекрасно и комфортно существовать без таких мероприятий и событий. Поэтому возникает вопрос: где это уместно, а где нет? Высокая событийная активность для гостей города и туристов может быть интересной, а для жителей города иногда, наоборот, может быть и несколько навязчивой. Действительно, некоторые точки на карте мира обозначены как раз благодаря ярким и уникальным событиям, которые там проходят. И это, конечно, важно и во многом территорию капитализирует. Но, повторю, город может жить и без всего этого. Относительно недавно в нашей стране начала активно обсуждаться тема событийного программирования, и это стало какой-то неотъемлемой частью разговоров об урбанистике, градостроительстве, о стратегии развития городов. Но это ни в коей степени не должно собой подменять базовые ценности, материальные, планировочные, экологические, культурные (в прямом смысле слова — с точки зрения наличия и работы с объектами культурного наследия)».
Любая «событийка» все-таки очень конъюнктурна и существует во времени и пространстве на относительно коротких отрезках, и через поколение, например, восприятие этой событийности может быть уже абсолютно другим, продолжает эксперт. «Примеров тому очень много, когда первичное функциональное значение тех или иных городов просто кануло в историю. Для меня событийное наполнение — это как набор интересных специй, делающих архитектурно-урбанистическую жизнь городов более яркой и насыщенной, но доза этих специй может быть абсолютно разная», — подчеркивает Тимур Абдуллаев. Впрочем, точку в этом разговоре ставить рано — пожалуй, мы его продолжим.