Премьер-министр Грузии задумался о запрете оппозиционных партий
Речь идет о партии экс-президента Грузии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение», коалиции «За перемены» и «Сильная Грузия» и партии экс-премьера Георгия Гахарии «Гахария — за Грузию». Что думают по этому поводу грузинские и российские эксперты?
Читать на полной версииПремьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе не исключил, что власти могут обратиться в Конституционный суд для признания оппозиционных партий незаконными. «Посмотрим, подождем, как будут развиваться процессы. Все в наших руках», — сказал Кобахидзе на заседании правительства.
По его словам, оппозиция открыто выступила против конституционного строя Грузии, что дает повод для обращения в Конституционный суд. Кобахидзе уточнил, что подразумевает партию экс-президента Грузии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение», коалиции «За перемены» и «Сильная Грузия» и партию экс-премьера Георгия Гахарии «Гахария — за Грузию».
Протесты в Тбилиси продолжаются с четверга, 28 ноября, после заявления Кобахидзе о том, что правящая партия «Грузинская мечта» замораживает переговоры о вступлении в Евросоюз до 2028 года.
Протестующие жгли покрышки, кидали в полицейских петарды и файеры, повредили здание парламента в Тбилиси. К утру спецназ разогнал митинг у парламента, задержаны более 200 человек, в том числе оппозиционный лидер Зураб Джапаридзе.
По данным МВД Грузии, с начала протестов пострадали более сотни полицейских. О том, не станет ли заявление Кобахидзе о запрете оппозиции поводом для наращивания ее усилий, говорит глава грузинского Института стратегии и управления, политолог Петр Мамрадзе:
— В какой-то момент это может быть так, но куда больше уже, они перешли любую черту, которую можно назвать приемлемой для политических действий. Грубые правонарушения. Был ночной погром полиции, град камней, тут же разбирают мостовую, артиллерия из этих фейерверков, и столько полицейских уже получили повреждения, причем серьезные, и ожоги из-за этого. Что касается здания парламента, там постоянные поджоги, все это горит, и приходится тушить, и в жалком состоянии красивейший проспект Руставели наш исторический. И это не только там. Они потом отступают со своими баррикадами, щиты понабирали со строительных площадок и мусорные баки. Потом они все это поджигают, мы это все наблюдаем и слушаем, как лидеры Евросоюза, новые уже лидеры, выступают и говорят, что полиция зверски расправляется с демонстрантами. А где эти следы зверской расправы, когда только водичкой поливают?
— Европейские представители продолжают поддерживать оппозицию в Грузии, на этом фоне президент не хочет уходить в отставку. К чему приведет внутреннее противоречие?
— Это было с самого начала понятно, как только вышел отчет Института Маккейна по Грузии, до этого был отчет фонда Маршала — я сразу, как только они выходили, их читал, и их подписывала одна и та же дама, Лора Торнтон, которая годы возглавляла NDI Грузии (в России эта организация признана нежелательной), это Национальный демократический институт США. И вот в отчетах прямо сказано, что как только «Мечта» победит на выборах, надо объявить ее вне закона, потому что ее победа будет лучшим доказательством фальсификации. Сейчас все развивается, и Саломе Зурабишвили тут же заявляет, что, так как парламент она считает нелегитимным, она остается у себя в резиденции. Она единственное легитимное сейчас должностное лицо, причем высшее, президент Грузии, и будет создавать структуры по своему усмотрению, которые будут руководить Грузией. И дальше будут уже такие сценарии, что она будет сидеть в этой резиденции, пока ее не выдворят. Это все она говорила по телевидению грузинскому с самого начала.
Почти 40 человек попали в больницы после разгона акций протеста минувшей ночью в Тбилиси, сообщил портал News Georgia со ссылкой на Минздрав республики. По данным МВД Грузии, с начала протестов пострадали более сотни полицейских. Более 200 протестующих задержаны.
Еще двое задержаны в рамках расследования уголовных дел: один из задержанных, по версии следствия, бросил зажигательную смесь в здание парламента, второй ранил полицейского из пиротехники. Одному из них 17 лет, другому — 21 год. Им грозит до семи лет лишения свободы.
Примечательно, что против решения премьер-министра об обращении в суд для запрета партий в той или иной форме выступили многие высокопоставленные чиновники, руководители коммерческих структур и даже два крупнейших банка Грузии.
Президент Саломе Зурабишвили в свою очередь поддержала протестующих, сказав, что останется президентом до формирования «законно избранного парламента». Это притом, что ее полномочия заканчиваются в декабре. Ранее она отказалась уходить в отставку. К чему приведет это противоречие, рассуждает председатель Кавказского института мира, политолог Гия Нодия:
— Протест был несколько неожидан для властей, поэтому они усилили репрессии, но куда еще их усиливать. Возможно, они посчитали, что, раз уж все пошли ва-банк, то можно использовать это как удобный момент для расправы с оппозицией, тем более что это было их предвыборным обещанием. Это никак не ослабит оппозиционное движение само по себе, потому что оппозиция не играет в этой борьбе главной роли, это очень спонтанное, неорганизованное или горизонтально организованное движение, так что объявление оппозиции вне закона на этом этапе ничего не изменит. В перспективе, если предположить, что «Грузинская мечта» останется у власти, это означает, что это будет большой шаг в направлении полностью авторитарного режима.
— Есть ли вероятность еще большей радикализации?
— Радикализации в каком направлении? Сейчас больше думают о том, чтобы перейти в режим забастовок, если это можно назвать радикализацией, это и так происходит. Я не думаю, что сам по себе шаг в направлении объявления оппозиции вне закона, сам по себе вызовет радикализацию. Но радикализация происходит сама по себе, исподволь, поскольку власти тоже используют все более жесткий метод.
— Президент Грузии не хочет уходить в отставку?
— У нее срок оканчивается в конце декабря, так что, если «Грузинская мечта» будет чувствовать себя в седле и твердо находиться во власти, они смогут насильственным путем заставить Зурабишвили покинуть свой пост.
Правящая партия «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» решила не включать в повестку дня вопрос переговоров о вступлении в Евросоюз до 2028 года и отказаться от всех бюджетных грантов со стороны ЕС по нескольким причинам.
Как отмечал глава правительства, это «постоянный шантаж со стороны ЕС по поводу начала диалога о вступлении в него, требования отменить ряд принятых парламентом законов и призывы ввести санкции в отношении грузинских властей».
При этом премьер Грузии отметил, что интеграция страны в ЕС остается внешнеполитическим приоритетом. «К 2028 году Грузия должна выполнить более чем 90% взятых обязательств по ассоциированию в Евросоюз и свободной торговле, и эти обязательства обязательно будут выполнены», — отметил Кобахидзе, выразив надежду на перезагрузку отношений с Евросоюзом и США после инаугурации Дональда Трампа.
Москва прокомментировала протесты в Грузии. В стране наблюдаются попытки раскачать ситуацию и повторить события на Майдане в 2013 году, заявил Дмитрий Песков. По его словам, налицо «все признаки попытки осуществления оранжевой революции». Однако это внутреннее дело Грузии, Россия в эти процессы никак не вмешивается, добавил он.
Для Москвы события в Тбилиси — это очередная точка напряжения, уверен глава коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», политолог Евгений Минченко:
— История эта очень простая — кто кого сломает, у кого больше ресурса, в первую очередь силового. Если получится команде Иванишвили удержать власть — круто, если нет — на это могут повлиять какие факторы? Ключевой — это лояльность силовиков, насколько удастся психологически или, может, каким-то закулисным торгом переманить ключевые фигуры в силовых структурах на сторону Запада.
— То есть какого-то варианта, что все затихнет и успокоится, вы не рассматриваете?
— Конечно же, возможен вариант какого-то компромисса, но компромисс приведет неизбежно к провалу Иванишвили. Если они сейчас дадут слабину, то будет как с Виктором Януковичем. И то, что сейчас происходит в Сирии, и то, что сейчас происходит в Грузии, то, что еще в ближайшие месяцы будет происходить по периметру России и в точках ее интересов, — это все взаимосвязанная история. Я думаю, что ключевой момент — это все-таки создание дополнительных точек напряжения и давления на Россию, то есть идея о нанесении России стратегического поражения никуда не делась. Давайте так: еще до Майдана была так называемая Революция роз как раз в Грузии, в Грузии это было раньше.
Оппозиционные партии Грузии призвали сторонников брать отпуска на работе и присоединяться к протестам. При этом к всеобщей забастовке пока решено не прибегать. К протестам присоединились также учащиеся нескольких грузинских школ. Латвия, Литва и Эстония введут санкции в отношении причастных к разгону митингов и обвинили их в нарушении прав человека.
США ранее приостановили стратегическое партнерство с Грузией из-за отказа от переговоров об интеграции с ЕС и осудили силовой разгон протестов. Новая глава евродипломатии Кая Каллас заявила, что ЕС может ввести санкции против Грузии.