«Пусть ищут другого лоха!» Трамп пригрозил странам БРИКС 100-процентными пошлинами за создание собственной единой валюты, которая могла бы стать альтернативой доллару.

По его словам, эти страны должны взять на себя обязательства, что они не будут создавать новую валюту БРИКС или другую замену «могучему доллару США». Иначе они могут «попрощаться с продажами в чудесную американскую экономику», написал избранный президент в своей соцсети Truth Social. «Они могут найти себе другого лоха. Нет никаких шансов, что БРИКС заменит доллар в международной торговле», — добавил он.

Владимир Путин ранее заявлял, что вопрос создания единой валюты стран БРИКС еще не созрел и не рассматривается. В октябре на саммите БРИКС в Казани российскому президенту презентовали символическую «купюру БРИКС». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков тогда говорил, что эта банкнота символизирует общую работу, которая ведется в рамках организации.

Но этой работы еще много, страны пока не могут объединиться даже вокруг одной из уже существующих альтернатив, говорит профессор ВШЭ, ведущий научный сотрудник Инсититута мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Портанский:

— Новый президент США Трамп излишне впечатлителен и эмоционален. На практике единой валюты БРИКС не появится, даже если Трамп останется на третий и четвертый срок, все равно он не доживет до этого. И это не только моя личная оценка, о том же самом примерно говорил и наш министр Сергей Лавров, подчеркнув, что это очень далекая перспектива, никаких реальных предпосылок сейчас для общей валюты не существует. С точки зрения экономической я просто уточню, что для того, чтобы ввести общую валюту, необходимо по крайней мере, чтобы торговля между странами вот этого сообщества, в этой торговле страны-партнеры были главными участниками во взаимной торговле. А что мы видим на практике? У стран БРИКС главный торговый партнер почти у всех — это США. Немножко несерьезно тогда говорить о том, что они вдруг отойдут от доллара и перейдут на общую валюту БРИКС.

— Технически в чем существенная разница между тем, если бы БРИКС создал собственную единую валюту или перешел бы на расчеты в нацвалютах? И пока все же такие заявления делаются о нацвалютах. Могут во втором случае прозвучать опять те же угрозы? Насколько здесь существенная разница?

— Нацвалюты — чаще всего предполагается китайский юань конечно, потому что в БРИКС главный игрок, главный экономический игрок, наверное, и политический — это, конечно, Китай. Поэтому большая доля расчетов может происходить в китайском юане, но далеко не все расчеты. Потому что, например, у Бразилии с Китаем довольно сложные отношения, есть Индия, у которой тоже с Китаем непростые отношения.

Летом Минфин России анонсировал появление платформы BRICS Bridge для расчетов в национальных валютах, в том числе цифровых. В ведомстве заявляли, что речь может идти, например, о цифровом рубле, юане или реале.

The Economist писал, что система BRICS Bridge подразумевает проведение трансграничных платежей не через корреспондентские банки в США, как сейчас происходит с долларом, а централизованно, через центральные банки стран — участниц сделки. Журнал назвал платформу частью «плана России по борьбе с долларом», которая может положить начало «антисанкционному Большому взрыву».