Наглядно график рубля к валютам Узбекистана, Таджикистана и Киргизии за последний месяц выглядит так: слева длинное условное плато, потом резкий спад, а дальше небольшой рост, который еще не отыграл всей глубины падения.

О том, как это выглядит в таджикских сомони, рассказывает Имрон:

— Получается, если вы сейчас захотите переслать на родину 50 тысяч рублей, сколько сомони получат родственники?

— 5 тысяч сомони получают по нашим деньгам. Подороже было, сейчас подешевле стало.

Потому что еще месяц назад те же 50 тысяч рублей в Таджикистане конвертировались в 5,6 тысячи сомони.

Родственники Кайрата из Киргизии раньше с каждой отправленной им тысячи рублей дома могли получить 1,1-1,2 тысячи сомов. Теперь с той же тысячи им достается всего 720. Правда, когда именно было это раньше, Кайрат не уточнил. При этом все собеседники «Бизнес FM» отмечают, что непосредственно доллары они уже давно на родину не переводят. Расчеты ведутся в национальных валютах. В долларах невыгодно, указывает Кайрат:

«Смотрите, я сейчас рубль поменяю, доллары же дорогие, еще туда отправляю — комиссия, еще там тоже поменяешь, тоже снижаются эти деньги. Нам невыгодно в долларах отправлять».

При падающем рубле мигрантам становится тяжелее и в России. Тут объяснять ничего не нужно. Но за родственников дома они переживают больше. Продолжает уроженец Узбекистана Азат:

«В России можно жить. Если получаешь 100 тысяч рублей, можно откладывать. Если перевести в доллары и отправить в другие страны, получается по-другому, разница очень на зарплату влияет. А здесь более или менее спокойно можно».

Однако доктор экономических наук, эксперт Глобальной ассоциации по миграционной политике Ирина Ивахнюк спешит успокоить трудовых мигрантов. Скорее всего, такой дисбаланс между заработанным в России и полученным на их родине продлится недолго:

Ирина Ивахнюк доктор экономических наук, эксперт Глобальной ассоциации по миграционной политике «Возьмем кризис 2008 года. Примерно такая же ситуация была: падение курса рубля, уменьшение сумм, которые получали мигранты, естественно, они расстроены, а потом все равно это выравнивалось, потому что любой кризис заканчивается. Мне кажется, сейчас будет примерно так же».

Да и все собеседники «Бизнес FM» заявили, что, как бы тяжело ни было, они останутся в России работать. Потому что работать надо. К тому же как минимум одному из героев радиостанции, работающему упаковщиком на складе в Подмосковье, за последние полгода зарплату увеличили более чем в два раза: с 42 тысяч до 86 тысяч рублей. Это, правда, за 12-часовой рабочий день без выходных.