По данным Росстата, за три квартала 2024 года в России введены в эксплуатацию 424 497 зданий общей площадью 117,8 млн квадратных метров, из них 95,2 млн квадратов — жилье. А общий портфель строящегося жилья в октябре 2024 года достиг 119 млн квадратных метров — это максимум за всю историю наблюдений. Иными словами, перипетии ипотечного рынка, движущаяся вверх ключевая ставка и рост цен на все на свете пока еще не привели ни к строительной зиме, ни даже к заморозкам.

Что касается непосредственно Москвы, то, как отмечает заместитель мэра столицы по градостроительной политике Владимир Ефимов, только с января по октябрь 2024 года в городе подошло к концу строительство почти 350 объектов недвижимости, их общая площадь составляет 8,9 млн квадратных метров. «За десять месяцев в Москве ввели в эксплуатацию 348 объектов недвижимости, в том числе 135 жилых домов площадью 3,9 млн квадратных метров. Также были введены 2,7 млн квадратных метров социальной и административной инфраструктуры. С начала года сданы около 160 объектов образовательного, медицинского, культурного, спортивного, коммерческого и административного назначения», — сообщает пресс-служба столичного градкомплекса.

Но это разговор на тему «сколько», а если перейти на тему «как»? Отвечая на вопрос о том, каким стилям и архитектурным элементам сегодня отдает предпочтение город, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в одном из своих интервью заметил: «Чем меньше рамок, тем более необычные решения будут предлагать архитекторы. Мы хотим в каждом проекте видеть что-то новое, делать шаг вперед. И я считаю, что именно из суммы этих шагов складывается прорыв... Я верю, что чем более интересные и инновационные решения заложены в проект, тем у него больше шансов стать архитектурным наследием. Поэтому мы не говорим, что знаем, как правильно строить, и сейчас эти правила опишем, чтобы все им следовали. Нет, правильное для нас — это новое… В каком стиле развивается нынешняя архитектура Москвы? Если что-то еще не придумано, нужно создать это самому. [...] Это эмоции, эмоциональные технологии. От hi-tech мы пришли к emo-tech».

«Мы недавно приняли решение, что рассматриваем не только облик здания, внешние параметры, но и ночную подсветку, благоустройство. Более того, мы предъявляем требования, чтобы эти здания создавались в... полигональной сложной цифровой модели, в которой можно в режиме реального времени рассматривать, как они вписываются в окружающую среду в рамках цифрового двойника города. Далее эти требования будут усиливаться, давая возможность не только смотреть общий фон, но и, по сути дела, гулять вокруг этого здания и рассматривать его со всех сторон так, как рассматривают жители нашего города, когда это здание будет построено. Без искусственного интеллекта, без сложных технологий это невозможно внедрить», — заявил недавно мэр Москвы Сергей Собянин, подчеркнув, что модели эти планируется запустить до конца года.

Так какая она, архитектура современной Москвы? Какие тренды в ней только зарождаются, какие вовсю набирают обороты, какие постепенно угасают и становятся неактуальными?

Анастасия Пугачевич. Фото: пресс-служба архитектурного бюро Pugachevich Studio

Разговор об этом BFM.ru продолжил с архитектором, преподавателем МАРХИ, основателем архитектурного бюро Pugachevich Studio Анастасией Пугачевич.

Анастасия Пугачевич: Первый ярко выраженный архитектурный тренд — усложненное формообразование. Город продолжает расти вверх, но мы все чаще уходим от аскетичных монотонных башен — душа требует большей художественной выразительности и сложности. Сделать просто высокий прямоугольник из стекла или со скучным фасадным рисунком уже недостаточно. Посмотрите, например, как усложняют форму авторы столичных проектов ЖК Veer (девелопер MR Group) или ЖК по улице Киевская, 14 (девелопер Ortiga). Хотя да, это ставит под сомнение девиз минимализма less is more, цитируя который Пьер Витторио Аурели написал книгу «Меньше — значит, достаточно: об архитектуре и аскетизме». И все же современная архитектура все пристальнее смотрит в сторону, скажем, параметрических фасадов. Уже привычные подсечки, сдвижки и смещение (поворот) объемов относительно оси остаются, но сейчас архитекторы хотят более активно «ломать форму». Есть запрос на усложненный силуэт — это проявляется, например, в обрубовке классического прямоугольника (скошенные углы в основании и сверху) или, напротив, в плавном расширении башен кверху. Сложная пластика фасада с активными рельефными элементами сейчас востребована как никогда. Стиль цифровой эпохи, параметризм задает свои шаблоны: сегодня модно тиражировать по фасаду объемный паттерн — квадрат, прямоугольник, треугольник, волну. Ребристый фасад выступает антагонистом мягких форм, и это один из рабочих способов усложнить силуэт. Примеры можно увидеть в проектах ЖК на улице Серегина в Москве (девелопер MR Group) и БЦ «Шелепиха» (холдинг «Экто»), причем здесь интерес вызывают не только параметрические фасады, но и сложная форма зданий.
В Москве появляется все больше зданий, которые не выглядят монолитом, а как будто разбиты на фрагменты. Это проявление все того же запроса на максимально сложную форму?
Анастасия Пугачевич: Безусловно. Единый вертикальный объем с основной темой фасадного решения становится слоистым, дробится вставками (блоками из трех-пяти этажей) с принципиально другими характеристиками: меняется художественный мотив членения плоскости фасада, ритм окон, пропорции. Иногда применяется другой материал (или цвет) с другим рисунком: речь о шаге между глухими и стеклянными элементами, других пропорциях. Для оформления слоя традиционно использовались верхние этажи, но сейчас «вставки» могут повторятся несколько раз по всей высоте. Также эти контрастные блоки, помимо альтернативного фасадного решения, могут быть отличными по размерам (чуть меньше основного объема или незначительно смещены), что добавляет пикантности и усложняет изначально простую форму вытянутого прямоугольника. Слоистые фасады украшают, в частности, строящийся ЖК Sokolniki (девелопер Stone), проект ЖК на улице Верейской (девелопер MR Group). И еще почему-то архитекторам полюбились золотые «маковки», которые у меня лично ассоциируются со зданием президиума РАН.
А насколько сегодняшней Москве интересны приемы бионической архитектуры?
Анастасия Пугачевич: Да, именно приемы — правильная формулировка. Скажем, фасады столичных зданий все чаще стали «волноваться» как раз в стиле бионической архитектуры. Плавный силуэт пока что создается за счет выноса лоджий и балконов, опоясывающих простую прямоугольную форму здания. Волнистый фасад можно увидеть, например, в проекте новой очереди ЖК «Level Южнопортовая» (девелопер Level Group) — здесь волны «уходят в небо», определяя форму строения. А в проектах ЖК в Ясеневе (девелопер А101) и ЖК в Ново-Переделкине (девелопер «Группа Родина») волны опоясывают здания параллельно земле. В целом в высотном строительстве это робкие колебания, а вот в объектах средней этажности линии более упругие, вылеты террас больше. Думаю, что футуристический город представляется именно так, да и человеку куда больше подходят плавные изгибы, чем прямые и острые углы. Но пока эта архитектура (и она непременно белого цвета!) напоминает мне гостиницу на юге или в «Дубайске». Возможно, еще и потому, что в ней неминуемо четкое горизонтальное членение этажей, в результате которого дом становится полосатым, похожим на тельняшку. Такую архитектуру, кстати, будут отлично рисовать инструменты с AI: вижу в этом будущий тренд. А с развитием 3D-печати и технологий высотного строительства будет все проще реализовывать такие проекты. И все-таки я с долей скепсиса смотрю на то, как «волны» начинают распространяться на высотки, причем не как принцип построения формы, а как декоративный элемент.
Раз уж заговорили про «непременно белую архитектуру». Недавно Хуман Балазаде — основатель Hooba Design Group, одного из ведущих архитектурных бюро Ирана — рассказывал мне, что Москве, по его мнению, очень не хватает цвета и что секреты «цветного» мастерства должны вернуться в структуру города. А ваше отношение к цвету? Точнее, даже так — ваши наблюдения за цветом на столичных улицах?
Анастасия Пугачевич: Да, на смену белой и кирпичной архитектуре приходит цвет. И это не про черный, который так любят все архитекторы. Если раньше оттенки зеленого, латунь, золото и медь часто использовались как акцент в элементах декора, то сейчас речь идет об использовании этих цветов уже для всего объема зданий. Для определенного формата объектов (жилье, общественные пространства, креативные кластеры) видится возможным использование открытых ярких оттенков в качестве моноцветов. И вот вам во всех смыслах яркий пример: девелопер «Среда» заказал у бюро Keinewelt Architekten, как они сами говорят, серию архитектурных и пространственных экспериментов — тут и разные цвета, и формы.
Еще один шаг на пути архитектурного усложнения?
Анастасия Пугачевич: Давайте так: мы живем в пору преобладания аскетичной архитектуры, но все описанные выше приемы указывают на потребность в более сложных формах, в большей художественной выразительности, в разнообразии и детализации. Я думаю, наш архитектурный рынок еще находится в поиске своего языка. С одной стороны, мы берем за основу исторические примеры, детали и перерабатываем их, упрощая. С другой стороны, используем новые инструменты: нейросети, софт для параметрического моделирования, BIM. Осталось, чтобы все наши смелые решения были реализуемы в контексте норм, строительных возможностей, материалов и бюджетов.
У меня нет оснований не соглашаться с тем частым утверждением, что Москва — архитектурный трендсеттер страны, что другие города перенимают столичные решения, особенно если они экономически целесообразны. Но как быть с локальной идентичностью, которая последнее время находится в центре внимания профессионального сообщества?
Анастасия Пугачевич: Я по собственному опыту скажу, что сегодня региональные застройщики все чаще задумываются о качественных отличиях новых ЖК, делая ставку не только на стоимость. И регионы не копируют столичные решения — у них достаточно своей специфики. Поначалу эти их особенности могут показаться странными, но когда разбираешься, становится очень интересно. Например, в Костроме в новом строительстве очень часто (больше, чем в других городах) используется кирпич, и это бросается в глаза. Почему? Оказывается, Кострома была центром кирпичной промышленности сто лет назад. В 1908 году на примерно 46 тысяч жителей тут приходилось десять кирпичных заводов! Сегодня в городе тоже работают несколько таких предприятий. Кроме того, продолжает набирать силу тяга к переосмыслению исторической архитектуры, к отражению в постройках национальной и региональной культурной идентичности. Выражается это прежде всего в архитектурных решениях (так, авторы проекта «Палех парк» хотят максимально сохранить и воссоздать локальную деревянную архитектуру), в традиционной цветовой палитре, орнаментах и узорах, в использовании в отделке характерных технологий и материалов: в ход идут гонт, дранка, глина, солома, керамика, особым образом обработанная древесина, резные наличники и так далее. Хотя все это, конечно, прежде всего применимо в объектах определенного типа — таких как ремесленная мастерская, гостиница, кафе или музей.

В целом регионы радуют: в них повышается спрос на неординарные высокоэстетичные проекты, отмечает эксперт. «А девелоперам и архитекторам всегда интересно работать с необычными объектами: такой особенностью как раз может стать использование в архитектуре и отделке традиционных мотивов», — уверена Анастасия Пугачевич.