Производители готовой еды поднимают цены
Участники рынка говорят о подорожании ингредиентов. Свой вклад вносит и падение рубля
Читать на полной версииВ редакции Business FM уже несколько лет стоит автомат самообслуживания «Милти». Утром сотрудники столкнулись с проблемой: по старым ценам еда не пробивалась, а новые еще не появились. Но когда система обновилась, почти все блюда подорожали. До 2020 года цены в «Милти» не менялись годами. Вторые блюда стабильно стоили по 180 рублей. Но три года назад сотрудников редакции ждал первый сюрприз в виде роста цен на 10-20%. Это повторилось годом позже, продолжается и до сих пор.
В контакт-центре «Милти» ответили на вопросы редакции так:
— По системе сегодня прошло обновление на некоторую часть товаров. Рыбные котлетки с картофельным пюре сейчас будут стоить 270 рублей.
— А было?
— 250 рублей.
— Нехило. Давайте дальше пойдем.
— Куриная грудка с птитимом сейчас 250 рублей, а стоила 230. Поставщик тоже поднимает цены при закупке. Уже просто технически невозможно удерживать цены, они везде растут.
По стоимости готовых блюд можно судить и о ценах на еду в целом. С начала года потребительские цены в России выросли почти на 8%, посчитал Росстат. Продолжает дорожать сливочное масло — с января более чем на 30%. Снова перешли к росту цены на яйца. Чтобы стабилизировать рынок, Минсельхоз нарастил импорт. Но к концу года рубль значительно упал, значит, и завозить из-за рубежа станет дороже.
Производители готовой еды на процентов 70 работают с импортными продуктами, рассказал фудтех-предприниматель, основатель сервиса «Marco: шеф-повар на каждый день» Дмитрий Пронин. К примеру, завозят из Южной Америки говядину, это выгоднее.
— Любая сеть, если мы говорим про сеть готовой еды, и большинство ретейлеров повышают цены, как правило, два раза в год. Это здорово делать перед Новым годом либо после Нового года. То есть это связано в первую очередь с подорожанием продуктов в течение года. А сейчас перед Новым годом цены от поставщиков взлетают, взвинчиваются.
— Насколько готовая еда суммарно повысилась в цене в течение этого года?
— Я думаю, на 10-20%.
— А если мы говорим о поставщиках, какие продукты наиболее дорожают?
— Мясо, рыба, овощи. На такое блюдо, как борщ, в течение года постоянно. Несмотря на то что мы также работаем с мраморной говядиной, наша внутренняя наценка становится меньше. Мы можем себе это позволить.
О том, как изменились цены на готовую еду в вендингах, Business FM спросила основателя компании — производителя микромаркетов и вендинговых аппаратов Briskly Глеба Харитонова. Он прокомментировал подорожание блюд в «Милти» созвучно реакции сотрудников редакции:
— Насколько цена поменялась?
— С 290 рублей до 330 рублей. Где-то на 20 рублей, где-то на 40 рублей.
— О, это прямо [много]. Как правило, именно на готовую еду повышение курса доллара так быстро не влияет. Должна вся цепочка перестроиться. Еда производится по большей части из компонентов, которые выращиваются, производятся в России. Даже если по нашей статистике посмотреть, мы растем в рамках инфляции.
Средний чек, по оценке Харитонова, к концу ноября вырос примерно на 5%. А дешевеющий рубль даст о себе знать, вероятнее всего, уже в следующем году. В ВТБ, например, обеспокоены тем, что Центробанк недооценивает влияние падения рубля на инфляцию и что обратного эффекта, как правило, не бывает: даже если рубль вырастет, то понижать цены никто не будет.