Как подшипники вместо мебельной фурнитуры могут разрушить мебельный бизнес в России
Владивостокская таможня с октября 2024 года начала классифицировать завозимую мебельную фурнитуру — направляющие для ящиков — как подшипники. На фурнитуру действует нулевая пошлина, на подшипники может доходить до 55%. Ее вводили в качестве защитных мер для производства российских подшипников, которые к мебели никакого отношения не имеют
Читать на полной версииИмпортеры мебельной фурнитуры бьют тревогу. Таможня во Владивостоке стала считать роликовые направляющие подшипниками. Эта на первый взгляд незначительная деталь, по мнению некоторых игроков рынка, может привести к целой серии банкротств компаний-импортеров. Эти опасения разделяют и производители отечественной мебели.
В редакцию Business FM обратился представитель одной из компаний-импортеров. Он рассказал об опасном, на его взгляд, прецеденте. Таможенная служба во Владивостоке с октября-ноября начала считать мебельные направляющие для выдвижных ящиков не мебельной фурнитурой, а подшипниками. Для его бизнеса это колоссальная разница. На мебельную фурнитуру в России действует нулевая пошлина, за счет чего в последние годы производство российской мебели уверенно росло. Между тем на подшипники пошлина уже 10%. Но это не самое главное. Конкретно на китайские подшипники действует дополнительная антидемпинговая пошлина 41,5%. Но вводили ее совсем не для мебели, говорит наш собеседник Владимир:
«История именно защиты пошлинами нашей подшипниковой промышленности, то есть она связана совершенно не с мебельными подшипниками. Речь идет про те подшипники, которые на железной дороге используются в колесных парах, в станках оборудования и так далее. То есть совершенно правильно, что они защищаются такой пошлиной, но вот к мебели это никакого отношения абсолютно не имело никогда, именно вот те группы, которые защищаются с помощью этой пошлины».
Дорогая европейская фурнитура (если ее вдруг везут через Владивосток) теперь попадает только под дополнительную 10-процентную пошлину, а вот для более бюджетной китайской сложение подшипниковой и антидемпинговой пошлин дает сразу плюс 55 с лишним процентов. Но и это не самое страшное, продолжает гендиректор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов:
Тимур Иртуганов гендиректор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России «Проблема не просто в том, что подорожают эти направляющие более чем в полтора раза, хотя, конечно, это скажется в конечном счете на кошельке покупателей. Проблема в том, что антидемпинговые пошлины взимаются, ну, опять же, по имеющимся примерам, взимаются за срок, начиная с трехлетнего обратного отсчета, то есть начиная с 2021 года, за ввезенный ранее продукт. Подобные штрафы может не пережить не одна компания-поставщик».
Собеседники Business FM как из числа импортеров, так и среди мебельщиков свои опасения изложили в письмах к Минпромторгу и ФТС. И пока ждут от них ответа.
Аналогичное дело уже рассматривалось Арбитражным судом Самарской области в 2023 году, и компания «Зетек», попавшая в такую же ситуацию на самарской таможне, его проиграла: суд обязал компанию уплатить все таможенные пошлины, посчитав, что таможня верно классифицировала мебельные направляющие как подшипники.