Представитель администрации США по вопросам национальной безопасности Джон Кирби впервые официально подтвердил, что Вашингтон дал разрешение использовать оружие радиусом действия до 300 километров для ударов вглубь России «в случае неотложной необходимости», добавив, что «по понятным причинам это происходит в Курске и вокруг него». Кирби также уточнил, что США дали Киеву «указания, что они могут использовать их для ударов по определенным типам целей». Ранее представитель Кремля Дмитрий Песков отметил, что сторонники Дональда Трампа — кандидаты на посты в его будущей администрации заявляют о стремлении к мирному урегулированию на Украине, тогда как из уст представителей действующей администрации такие слова не звучат, пока продолжаются «провокационные, эскалирующие действия». Что происходит?

Будущий советник по нацбезопасности в администрации Трампа Майк Уолтц высказался на тему урегулирования конфликта на Украине, обозначив задачу добиться прямых переговоров сторон о прекращении огня при подключении европейских союзников. Уолтц, пожалуй, впервые от лица будущей администрации выразил обеспокоенность нарастающей эскалацией после одобрения Байденом ударов большой дальности по территории России. Он назвал ситуацию «абсолютной мясорубкой». А разрешение Белого дома поставить Украине противопехотные мины сравнил с форматом «траншейной войны времен Первой мировой».

Впрочем, среди чиновников действующей администрации многие тоже уже признают, пишет газета The Washington Post, что Украина может быть вынуждена пойти на переговоры с Россией даже ценой утраты территорий. И якобы последние действия Байдена — это не эскалация, а попытка усилить переговорные позиции Киева. Почему же, спрашивается, Белый дом раньше не захотел усилить эти переговорные позиции? А потому, что газета The Washington Post просто не может откровенно написать, что главным мотивом для Белого дома сейчас является желание подложить свинью Трампу. Иначе трудно объяснить, почему до 5 ноября Байден больше всего боялся эскалации с Россией и угрозы ядерного конфликта, а после поражения на выборах бояться перестал. Не исключено, что теперь Москву сознательно провоцируют на такие действия, включая применение тактического ядерного оружия, которые сделают мирные переговоры в обозримом будущем практически невозможными.

Настроения в американском обществе по украинской теме сейчас не вполне однозначны. Согласно опросу Pew Research Center, республиканцы чаще демократов говорят, что США оказывают Украине слишком большую поддержку (42% против 13%). Если брать общество в целом, то примерно четверть (27%) американцев считают, что США оказывают Украине слишком большую помощь. Еще примерно столько же (25%) полагают, что она адекватна, а примерно пятая часть (18%) выступают за увеличение. Расклады за последнее время не сильно изменились. Также примерно треть американцев стабильно считают, что действия России на Украине представляют большую угрозу интересам США.

Учитывая разброс настроений, Трампу будет трудно продавить какую-то однозначную повестку. Еще сложнее ее будет провести, если потребуется сотрудничество конгресса, где доминируют ястребиные настроения.

О возможных проблемах с законодателями косвенно говорит то, что ряд назначений Трампа уже встретили противодействие. Так, после консультаций в сенате снял свою кандидатуру ярый трампист из палаты представителей Мэтт Гетц, которого прочили генпрокурором. Кандидатура ветерана Национальной гвардии и телеведущего Fox News Пита Хегсета на пост главы Пентагона тоже встретила критику. В массмедиа тут же появились публикации на тему его неподобающего сексуального поведения, аж в 2017 году он к кому-то как-то приставал. В сегодняшней Америке это почти «черная метка». Притом ведь никто открыто не скажет, что не утвердили за слишком антилиберальные или антиукраинские взгляды. Обвинения в сексуальных домогательствах могут осложнить утверждение и кандидатуры Роберта Кеннеди — младшего министром здравоохранения. Он известен негативным отношением к вакцинации и намерением обуздать фармацевтические корпорации. Но если его провалят, то, разумеется, не за это формально, а потому, что бывшая домработница семьи Кеннеди вдруг вспомнила, что он ее где-то не там трогал в конце 1990-х.

Проблемы могут быть с утверждением в сенате и бывшей конгрессвумен Тулси Габбард на пост директора национальной разведки. Ее обвиняют в пророссийских взглядах за сделанное однажды замечание, что у Путина были свои резоны начать СВО, а также комментарии для Russia Today. И вообще подозревают в излишней мягкости в отношении Китая, России и Ирана. Габбард, как и Трамп, выступает против раздела 702 закона о внешнеполитическом надзоре (FISA), который разрешает электронную слежку на территории США. Он был пролонгирован в этом году после ожесточенных дебатов в сенате, но утратит силу в 2026 году. «Глубинное государство» по этому вопросу так просто не сдастся.

На этом фоне Майку Уолтцу, открытому украиноскептику, пока ничего не грозит. Его назначение советником по нацбезопасности не требует утверждения сенатом. Впрочем, помнится, в первой администрации Трампа советника по нацбезопасности Майкла Флинна, заподозренного в пророссийских взглядах, убрали через три недели после назначения под угрозой уголовного преследования по делу о вмешательстве России в выборы. Впоследствии развалившемуся. Поводом стал всего лишь телефонный разговор с российским послом. Сексуальных обвинений тогда не потребовалось.