В Москве не слышали о том, что «Газпром» хотел бы продать «Северный поток — 2». Об этом журналистам заявил Дмитрий Песков.

По его словам, в Кремле не слышали, чтобы акционеры выступали за то, чтобы выставить на торги этот объект критической инфраструктуры, также там не слышали, чтобы российская сторона в лице «Газпрома» хотела бы его продать.

Так пресс-секретарь президента прокомментировал недавние сообщения The Wall Street Journal о заинтересованности американского бизнесмена Стивена Линча в покупке газопровода.

Комментирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета Константин Симонов:

Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета «Эта история больше напоминает пиар-акцию самого американского инвестора, нежели какой-то реальный проект, потому что, чтобы купить что-то, нужно иметь желание это продать, а на самом деле «Газпром» не высказывал своего желания продавать «Северный поток — 2». «Газпром» и Путин высказывали неоднократно желание запустить оставшуюся нитку второго «Северного потока», и в этом плане очевидно совершенно, что идея американского бизнесмена купить «Северный поток» или «Северные потоки», посмотрим, как его фантазия в итоге уляжется на реальность, за бесценок, в этом же была циничность идеи: а давайте мы предложим русским отдать нам все за две копейки, то есть мы взорвали, а потом предложим им оставшееся или сам проект выкупить, но по очень низкой цене. Очевидно совершенно, что «Газпром» с таким предложением согласиться никак не может, в этом плане никакого дисконта «Газпром» давать не будет, он не будет действовать в логике, что это бессмысленный актив, давайте хоть что-то на этом заработаем, все равно все взорвали и все равно это не действует. У «Газпрома» другая логика: речь идет все-таки о будущем газовых поставок в Европу, вопрос далеко не решенный и не определенный, потому что мы видим рост поставок в 2024 году, но при этом продолжение заявлений европейцев, что мы от русского газа будем избавляться, это временная пауза. Собственно, весьма тревожные ожидания от 31 декабря 2024 года, когда заканчивается украинский договор, весьма непонятная ситуация с австрийской компанией OMV, поставки в отношении которой официально прекращены, но при этом объем транзита через Украину по-прежнему сохраняется. То есть очень много неопределенности, но для «Газпрома» «Северный поток» — это символ того, что каким-то образом в будущем наши газовые отношения с европейцами могли бы сохраниться».

Инвестор допустил, что «Северный поток» могут выставить на аукцион в рамках процедуры банкротства. Для этого Линч запросил разрешение от Минфина на участие в аукционе.

Выгода Линча, как отмечала The Wall Street Journal, в том, что владение газопроводом станет рычагом давления в возможных мирных переговорах с Россией и будет отвечать долгосрочным интересам США.