Обновлено в 15:51

Доллар сегодня уже по 106 рублей, евро — выше 110. Минфин считает, что это очень хорошо для экспортеров. Министр Антон Силуанов на международном форуме Финансового университета сказал: «Я не говорю, хороший курс или плохой, я просто говорю, что сегодня курс, очень даже способствующий экспорту, и для экспортеров курс рубля важнее ключевой ставки».

По поводу ставки ЦБ Силуанов призвал не создавать дополнительных ожиданий. «Знаете, когда думаешь много об этом — оно сбывается. Поэтому надо думать об обратном», — сказал министр. По его словам, для простых людей высокая ставка менее чувствительна, чем высокая инфляция, потому что последняя бьет по жителям с небольшими доходами и компаниям, которые платят зарплаты, закупают сырье и материалы. Комментирует эксперт финансового рынка Андрей Бархота:

Андрей Бархота эксперт финансового рынка «Дело в том, что мы крайне редко анализируем фискальную политику, проводимую министерством финансов, и монетарную политику, которая проводится Банком России, потому что у этих ведомств разное целеполагание: если Банк России ориентируется в большей степени на инфляционные показатели и сдерживание инфляции, то министерство финансов целиком сконцентрировано на сбалансированности бюджета и минимизации дефицита государственного бюджета. В этой связи как раз валютный курс является яблоком раздора. Понятное дело, что слабый рубль и укрепляющиеся доллар, евро и юань давят на показатели инфляции. То есть фактически инфляция может ускоряться даже в условиях высокой процентной ставки, высокой ключевой ставки благодаря тому, что дорожает импортное сырье, оборудование за счет девальвации рубля. Но при этом с точки зрения целеполагания министерства финансов это вполне нормальна ситуация, и девальвирующийся рубль увеличивает экспортные поступления в рублях для бюджета, тем самым закрывая ту самую дыру. В связи с этим, когда мы анализируем ключевую ставку, курс и инфляцию, то понимаем, что с учетом того, что ключевая ставка уже сейчас находится на рекордном уровне, новое повышение должно быть не ниже, чем старое, для того, чтобы дать антиинфляционный эффект. В этом смысле есть вероятность, что при еще более высокой ключевой ставке курс рубля будет стоять на одном месте, быть более стабильным. Министерство финансов, возможно, видя план бюджетных расходов и бюджетные показатели, ориентируется на более слабый рубль — то есть это уже не 100 рублей за доллар, а, может быть, например, 107-110 или даже 112 рублей за доллар. В связи с этим возникает некая распутица: Банк России не исключает более жестких действий в части ключевой ставки для того, чтобы сдержать инфляцию, а министерство финансов фактически призывает сместить градус внимания с показателя инфляции на показатель валютного курса и бюджетного дефицита, бюджетной сбалансированности. Курс рубля вплоть до конца 2024 года будет находиться в фарватере не экономических факторов, а именно вооруженной эскалации, вербальных угроз. В этой связи ослабление рубля к другим валютам может продолжаться. Конечно, это не будет курс 120-150 рублей за доллар, но показатель, близкий к 107-110 рублям за доллар, в середине и в конце декабря этого года мы уже можем увидеть».

Сейчас курс рубля опустился до самого низкого уровня по отношению к доллару с 2022 года. Кроме резко возросшей напряженности с Западом, инвесторы обеспокоены введением новых санкций против Газпромбанка, который до прошлой недели был последним крупным российским банком, не включенным в черный список США.

Слабый рубль однозначно благоприятен для экспортеров, но именно сейчас стимулировать экспортеров не стоит, считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики управляющей компании «Альфа-капитал» Владимир Брагин:

Владимир Брагин директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-капитала» «Слабый рубль — это однозначно благоприятно для экспортеров, тут спорить незачем. Я бы другой вопрос задал: а нужно ли нам сейчас стимулировать экспортеров? Зачем нам нужно наращивать экспорт и при этом создавать препятствия для импорта при таком профиците торгового баланса, который мы имеем? Мой личный ответ — нет. Потому что, если у нас торговый профицит ВВП 5%, а он ниже, по-моему, у нас не опускался очень-очень долгое время, то есть по факту это будет означать буквально следующее: что, условно говоря, у нас производится продукции на сотню, на 5% экспортируется куда-то, причем встречного потока товаров и услуг не образуется, а спрос внутри страны возникает. В том числе от бюджета, который берет налоги с этих самых доходов и создает дополнительный спрос. Мы, получается, создаем фактически дополнительное инфляционное давление внутри страны, и дальше возникает следующий вопрос: а что же ждать тогда от инфляции и от ключевой ставки? Мне кажется, ответ очевиден. Нужно воспринимать вещи комплексно, поэтому ослабление рубля искусственное, на мой взгляд. Я сомневаюсь, что российской экономике это нужно обязательно. Да, идет СВО, нужно производить оборонную продукцию, а давайте мы вместо этого будем стимулировать экспортеров производить что-то на экспорт. Это выглядит нелогично. То есть получается так, что экспортерам летом разрешили продавать меньше валютной выручки, больше оставлять ее на внешних счетах — странно, что же у нас, интересно, произойдет с рублем? Наверное, он укрепится. Возникает вопрос: а какие сейчас цели экономической политики? Я думаю, что по поводу рубля примут какое-то решение. Есть высокий риск повышения ставки ЦБ на последнем заседании. Будет ли это 2 процентных пункта или 1 — вопрос».

Последнее в этом году заседание Банка России пройдет 20 декабря. Ключевая ставка ЦБ может быть повышена, вероятность такого сценария велика. Об этом говорится в резюме обсуждения ставки, опубликованном на сайте Банка России. Эксперты ожидают увеличения ставки минимум с 21% до 22%.