Обновлено в 15:30

Большой театр решил продавать билеты на балет «Щелкунчик» не в кассах, а онлайн. При этом часть билетов будет продана на аукционе. В нем смогут принять участие физические и юридические лица, говорится на официальном сайте ГАБТа.

Начальная цена за комплект из двух билетов составит 100 тысяч рублей. Часть собранных средств направят на поддержку артистов Большого театра. Причина нововведений в огромном ажиотаже, драках и торговле местами в очередях. Начало новых продаж — 2 декабря в 10:00 мск.

Говорит балетный и музыкальный критик Лейла Гучмазова:

Лейла Гучмазова балетный и музыкальный критик «У меня нет понимания, каким образом продюсеры предполагают с этого стричь дивиденды какие-то, я представить себе не могу. Если это каким-то образом должно повлиять на благосостояние Большого театра, эта мысль кажется мне довольно смешной, потому что представьте масштабы, что там можно заработать на этих аукционах, и какие-то генеральные решения, которые могли бы иначе все это развернуть. Это если это действительно борьба со спекулянтами, может быть, я забегаю вперед, то надо это решать другим способом. Однажды на подобный вопрос генеральный директор предыдущий Большого театра ответил: ну мы либо будем работать, либо будем отлавливать людей, которые перепродают наши билеты. Если меня спрашиваете, я бы в этой ситуации посадила в тихий кабинет айтишников, которые бы отслеживали тех, кто через интернет перепродает билеты в Большой театр. Я была на спектаклях Метрополитен-оперы в Нью-Йорке, в Гранд-опера в Париже, в Королевском оперном театре в Лондоне, нигде ничего подобного я не слышала. Другой разговор, что во всех мировых лучших театрах всегда непременно перед входом кто-то стреляет лишний билетик и кто-то его находит, потому что всегда придет молодой человек, к которому не пришла девушка. Учитывая, что новогодние «Щелкунчики» — это хронический ажиотажный спрос, я не очень понимаю, с чего начнется старт. Практика мировых аукционных домов говорит о том, что может быть смехотворная цена у арт-объекта, картины, а потом она вырастает до немыслимых размеров. Мне странно, что театр сравнивается по ценообразованию с авиакомпаниями, не знаю, может быть, действительно без разницы, что продавать — табак или балет. Негативный резонанс перевешивает плюсы для театра».

Пока непонятно, по какому принципу билеты будут разделяться и какие попадут в прямую продажу, а какие — на аукцион, говорит заведующая отделом культуры и музыкальный обозреватель «Независимой газеты» Марина Гайкович:

— Для чего это устраивается? Видимо, руководство Большого театра просто не может сразу установить ценовой порог на билеты на «Щелкунчика», скажем, в 100 тысяч рублей. Уже есть практика продажи за 40-50 тысяч рублей, исходя из этих цен понятно, что «Щелкунчик» будет дороже. Если они реально поставят цену в 100 тысяч рублей, будет скандал. И так идет волна недовольства в сторону Большого по поводу ценообразования. Поэтому, я думаю, придуман вот такой способ. Я считаю, что это никак не поможет в борьбе с перекупщиками, они будут делать ставки на аукционе, не знаю, как это будет происходить

— А как обойти необходимость паспортов?

— Я не знаю, мне кажется, это такая организация, которая может все. И даже если отойти от перекупщиков, мы все равно возвращаемся к теме, что билеты на «Щелкунчика» недоступны обычному зрителю. То есть если раньше это было хоть как-то в теории реально, потому что какая была система при Урине: сначала билеты попадали в продажу в кассу, давали не больше скольких-то в одни руки и по паспорту. Но если задаться целью, можно было упереться и купить билет на «Щелкунчика», выстояв очередь и так далее. И только через три недели после продажи в кассу билеты попадали на сайт, и уже самые остатки можно было оперативно купить на сайте. Я в прошлом году даже ставила эксперименты, заходила на сайт Большого, и был один билет, кажется, на 5 января, 10 500 рублей, допустим, а сейчас эту ситуацию представить просто нереально. Большой театр цинично пишет, что выручка от этого аукциона пойдет на помощь артистам. Театр не бедный, и вроде бы как артисты Большого не сказать, что бедствуют. Может быть разброс самый большой, сколько будет людей, которые будут готовы купить эти билеты за миллион? Мне кажется, это неудачная затея.

В пресс-службе Большого театра ТАСС сообщили, что значительная часть билетов на «Щелкунчик» будет распределена в социальных учреждениях, а 1500 билетов отданы участникам СВО и членам их семей.

Также впервые в истории Большого театра накануне Нового года пройдет общедоступная прямая трансляция «Щелкунчика».