В России каждый второй самолет Airbus neo перестал летать. На конец ноября более половины всех лайнеров этого семейства — 34 самолета из 66 — простаивают, пишет газета «Коммерсантъ». Причина — в сложностях с обслуживанием американских двигателей, которые установлены на некоторых Airbus neo. Внутри страны их починить практически невозможно, завезти новые мешают санкции и их дефицит. На ряде других самолетов — французские двигатели, но ситуация с ними, по словам экспертов, не намного лучше.

Парк Airbus neo составляет примерно 10% от всего иностранного магистрального флота России. Если ситуация не изменится, их перестанут эксплуатировать, а решить проблему крайне сложно, говорит гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий:

— Проблематично купить такой двигатель, он считается чипированным, то есть его очень легко производителю отследить, где находятся эти двигатели. И без специальной программы от производителя фактически невозможно зарегистрировать этот двигатель с одного самолета на другой. Наверное, это главная проблема. Для России она вся еще усугубляется наличием санкций, которые десятикратно увеличивают объемы эксплуатации самолетов с этим двигателем, то есть нет возможности ни привезти другой двигатель, если двигатели на более старые модели завозятся в большом количестве, легально или нелегально — уже другой вопрос, но они завозятся, инсталлируются, меняются, как-то проводят ремонты и так далее. На этой модели это сделать невозможно. Межремонтный ресурс на двигателе очень короткий, авиакомпания обычно вылетывает за 1-1,5 года эксплуатации в зависимости от степени интенсивности эксплуатации, и целый самолет становится непригодным.

— Есть мнение, что начнут выводить самолет данной модели с 2026 года с российского рынка.

— Наверное, выведут даже быстрее. Если приходит время ремонта, а его выполнить невозможно, то никто выводить самолет не будет, а чем заменять, это очень болезненный вопрос. Решение, наверное, найдут, но что эти самолеты вряд ли будут эксплуатировать, это наверняка.

Airbus neo составляют более трети парка авиакомпании S7, и 31 лайнер с американским двигателем из 39 на данный момент припаркован. У остальных компаний в распоряжении 27 самолетов.

Летом глава Росавиации Дмитрий Ядров заявлял, что пассажиропоток к концу года может сократиться на 7%, до 98 млн человек, — в зависимости от решения S7 касательно Airbus neo. О том, как повлияет ситуация на пассажирские авиаперевозки, говорит директор по продажам и развитию компании «СВ Чартер» Сергей Вехов:

— Сокращением рейсов, поскольку самолеты выводятся в нелетное состояние, и чем меньше самолетов, ты снижаешь рейсы, снижается прибыль, и финансовое положение компании становится незавидным.

— В такой ситуации увеличивается рост стоимости билетов?

— Конечно, он и так увеличился, он постоянно увеличивается. Ничего нельзя делать такого, что бы поставило двусмысленную ситуацию с технической безопасностью, ты можешь использовать только оригинальный двигатель, оригинальные запчасти, как уж ты их привозишь, это целая история, можно шпионские романы писать, никаких рисков быть не должно, ни малейших. Или просто сиди, не летай, уходи из этого бизнеса, закрывай авиакомпанию. Каждая авиакомпания выкручивается по-своему, держит это в строжайшей тайне, как она это делает, но они используют только оригинальные запчасти, добываемые большим трудом.

— Это параллельный импорт, вывоз комплектующих для ремонта, оформление лизинга?

— Я думаю, это все вместе по мере возможности, здесь уже люди включают все свои таланты, связи и так далее и пытаются что-то сделать, потому что альтернативы нет, только эти Airbus и Boeing. А чем их можно заменить? Закупок авиатехники за рубежом сейчас нет, он полностью перерезан, поэтому заменять будет нечем, будет реальная проблема— чем летать на любых маршрутах, то есть через два года будет непонятно что.

— Вчера вышла новость, что в правительстве ждут уже в следующем году поставки первых МС-21.

— Как я заметил, каждый год эта дата переносится, они должны были до этого начать поставляться, потом еще до этого, каждый раз говорят, перенесем-перенесем, будем надеяться на лучшее, а готовиться к худшему, как и положено умным людям.

О начале поставок МС-21 в следующем году ранее заявил премьер-министр Михаил Мишустин. А глава Минпромторга Антон Алиханов уточнил: первые полеты состоятся в конце марта — начале апреля 2025 года. Речь о конфигурации на 180 человек. Позднее будут выпущены еще две версии — на 160 и на 210 человек.

МС-21 станет главной базовой моделью отечественной гражданской авиации и будет рассчитан на полеты на расстояния до шести тысяч километров на внутренних и международных рейсах.